Презентация выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: Самопознание и развитие личности


ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЕ по ФГОСам: ОБУЧЕНИЕ: В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. ВОСПИТАНИЕ:   Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека XXI века, создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить его делать этот выбор и находить способы его реализации. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Самопознание и развитие личности Школа – это большой и сложный организм. Обучение и воспитание в ней должны освещаться высокой целью. Такой целью, мерой всех вещей является человек, личность. Значит, из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. Я знаю, как на мед садятся мухи,Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,Я знаю книги, истины и слухи,Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон «Автопортрет»практическая работаДля того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Его разработали американские психологи Кун и Мак-Портленд. Называется оно «Кто я? 20 предложений». В течении 10 минут вы должны ответить на вопрос «Кто я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят в голову. Вы же сами понимаете – правильных и неправильных ответов здесь быть не может. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, именами и многим-многим другим. Но есть и то, что нас всех объединяет. У нас есть мысли, чувства, желания, память.Есть такое выражение «внутренний мир человека». Это его собственное пространство, куда нет доступа практически никому, разве что самому человеку.Проведем эксперимент. Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя? Человек – знакомый незнакомец. Человек не видит своего настоящего лица, также как и не слышит голоса своего.Эйнштейн видел в каждом лице многоликость, так как человеческое лицо подвижно и изменчиво.Психологи пришли к выводу, что внешность человека значима не только для него, но и для окружающих: обладающим приятной внешностью приписывают те достоинства, которых у них нет, и наоборот. Может быть, поэтому в народе сложено много пословиц на эту тему:С лица воды не пить.Не родись красивой, а родись счастливой.Красота спасет мир.У него на лице все написано. ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ? Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблемТема «Самопознание личности» направлена на то, чтобы научить учащихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности, способности и развивать их, формировать в себе положительные каче­ства личности. Фазы сапознания Возрастные рамки Характерные особенности Пассивная фаза 3 – 8 мес. Познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я Активная фаза 12 – 15 лет20 – 30 лет Большое внимание уделяется внешнему образу, облику, одежде, физической подготовкеВнимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации Фаза падения 60 – 70 лет Считает, что знает о себе всё, отчего к самопознанию отношение второстепенное Самооценка Я - идеальное Я - реальное Я – воспринимаю сам себя Я – глазами окружающих Что влияет на нашу самооценку??важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть;некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие;самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам Ключевые компетенциисоциально-политические (активная жизненная позиция в многокультурном обществе);коммуникативные (способность эффективно общаться, сотрудничать, работать в команде);информационные (умения поиска информации,отбора, решение профессиональных задач);личностные (способности самоуправления, использования собственного потенциала, рефлексивные умения). ДОЛЖНЫ ФОРМИРОВАТЬ… Я-концепция По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д. совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма. подростковая идентичность три измерения подростковой идентичности: 1) описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.); 2) описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный); 3) характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным). Человек познается в трех случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободеи в обстановке успеха. Спиноза15 шагов на пути к своей самооценке.1.Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и сформулируйте свои цели.2.Проанализируйте свои жизненные планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня.Всегда помните о былых успехах, пусть даже самых маленьких.Чувство вины и стыда не помогает добиваться успеха.Критикуйте себя, но при этом ищите в этой критике положительные аспекты.Смотрите на себя и других реальными глазами.Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность.Никогда не говорите о себе плохо, это разрушает человека.Помните, иногда поражение - это удача.Если рядом с другими людьми вы чувствуете собственную неполноценность, не тратьте время на этих людей.Позволяйте себе общаться с собой наедине.Будьте открытыми для общения с людьми.Старайтесь хвалить себя за успешные дела раньше, чем вас будут хвалить другие люди.Помните! Вы не сами по себе! Тест на выявление уровня самооценки.1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то? а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла. 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы: а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов; б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл. 3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое: а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов; б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл; в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла. 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы: а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла; б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла; в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл. 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла. 6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите: а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов; б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла; в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче. 7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) не знаю — 3 балла. 8. Задевает ли вас, когда ваши знакомые и друзья добиваются большего успеха, чем вы? а) да — 1 балл; б) нет — 5 баллов; в) иногда — 3 балла. 9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо? а) да — 5 баллов; б) нет — 1 балл; в) не знаю — 3 балла. 10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета: а) голубой — 1 балл; б) желтый — 3 балла; в) красный — 5 баллов. Подсчет баллов 50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль... 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. 23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек. Как поднять самооценку: 7 советов 1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество. Нет ничего высокоморального в застарелых тараканах и застенчивости. Вы должны понять и глубоко принять эти слова – они сами по себе добавят вам уверенности, повысят самооценку. Наше сознание работает на нас!2. Совет от Бодо Шефера: ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично». Заносите в него даже незначительные успехи каждый день. Повторение – мать учения, таким образом вы убедите свое подсознание, что вы – ого-го!))) И самооценка пойдет вверх.3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли. Например, начните бегать по утрам или изучать иностранный язык.(Кстати. Еще один очень полезный «навык» в мышлении успешного человека заключается в том, что его занятия служат сразу многим целям. Бегая по утрам, мы поднимаем самооценку, заботимся о здоровье и настраиваемся на продуктивный день. Очень важно осознавать это! Тогда вы будете чувствовать, что жизнь более полна и более успешна, а значит, это на самом деле придет в жизнь! Кроме того, такое мышление позволяет добиваться отличных результатов в других сферах, не только в саморазвитии и области психики.. Но и на работе..) 4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;))) Успешный человек с адекватной самооценкой всегда адекватно признает свои ошибки.5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу. Потом уйдет энтузиазм, пропадет уверенность – и что в итоге? Разочарование от очередной мертворожденной идеи (самооценка падает ниже плинтуса…) и растраченное впустую время на бесплодное мечтание. Задумал – сделал. Задумал – сделал.6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно. Подтверждения – это костыли для самооценки. Уверенный в себе человек и так знает, что он может чуть меньше, чем ВСЕ.7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!Успешного подъема и адекватной самооценки! Модуль Самопознания личности или УЧИМСЯ ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ТЕМА1 Самопознание личностиЗанятие 1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя? Занятие 2. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница. Занятие 3. Я в мире людей. Люди, которые рядом. Занятие 4. Дневниковые записи как возможность самопознания. Занятие 5. Я познаю себя. Я познаю других. Я сам(а) изменяюсьТЕМА 2 Саморазвитие личностиЗанятие 6. Мои жизненные интересы и пути их реализации. Занятие 7. Организация и планирование своей жизнедеятельности. Роль волевых качеств человека в его жизни. Занятие 8. Как научиться жить в оптимальном режиме? Занятие 9. Можно ли научиться управлять собой? Занятие 10. Отрицательное и положительное самовнушение. Занятие 11. Защита творческих идей и проектов по теме «Самораз­витие».ТЕМА З Самовоспитание личности Занятие 12. Сущность самовоспитания и его результаты. Занятие 13. Самовоспитание и достижение жизненных целей. Занятие 14. Направленность человеческой личности. Занятие 15. Сила характера. От чего она зависит? Занятие 16. Самооценка и ее роль в самовоспитании. Занятие 17. Поведение и культура. Занятие 18. Я в ситуаций выбора. ТЕМА 4 Физическое и духовное самовоспитание Занятие 19. Творчество в моей жизни. Занятие 20. Слагаемые творчества. Об упорстве. Занятие 21. Слагаемые творчества. О работоспособности. Занятие 22. Творчество и способности. Занятие 23. Тренинг способностей учащихся. Интеллектуальный по­иск. Развитие, памяти, внимания, оригинальности мышления, фантазии. Занятие 24. Тренинг способностей учащихся. Открываю свои интел­лектуальные возможности.ТЕМА 5 Нравственность и самовоспитаниеЗанятие 25. Мужество и трусость человека. Каковы их последствия? Занятие 26. Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. Занятие 27. Навыки общения. Занятие 28. Общение и уважение. Общение с разными людьми. Занятие 29. Кампания и я. Занятие 30. Помощь твоей семьи в преодолении жизненных трудностей. Занятие 31. Одиночество - одна из причин жизненных затруднений. Из трудностей в одиночку не выйти. Народная мудрость. Занятие 32. Дискуссионный клуб. ТЕМА 6 На пороге взросления. Занятие 33. Я и моя семья. Занятие 34. О тех, с кем я делю любовь родителей. Занятие 35. Благодарная память моей семьи. Занятие 36. Воспоминания моего детства. Данная тема имеет огромное значение в курсе занятий по самовоспитанию и самосовершенствованию.Школа уделяет большое внимание формированию интеллектуальных умений учащихся, но не менее важным является формирование нрав­ственных качеств личности ребенка.Младшие подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость, которую проявляют зачастую только внешне. Это проявляется в манере одеваться как взрослые, разговаривать, вести себя. Очень часто эти мане­ры носят отрицательный характер.Задача занятий - показ того, что взрослость - это проявление твердости характера и обладание такими качествами характера и умениями, которые научат справляться с трудностями жизни.Одиночество - одна из причин жизненных затруднений. Из трудностей в одиночку не выйти. Народная мудрость.