Тема выступления на методическом объединении классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Быстрогорская средняя общеобразовательная школа
Детско-молодежное общественное объединение «Исток»
Тема выступления на методическом объединении классных руководителей:
«Взаимодействие классного руководителя
с органами ученического самоуправления»
Старшая вожатая:
Талалаева Наталья Леонидовна
15.11.2013 г
Школьное ученическое самоуправление.
Роль классного руководителя в школьном самоуправлении.
Мир ребенка - таинственная и чудесная планета, жители которой многое знают, многое умеют, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей школьной деятельности. Сегодняшние дети – это взрослые 21 века. С детских лет их нужно учить трудной науке – культуре мира, диалогу, сотрудничеству.
Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
В школах после прекращения деятельности пионерской, комсомольской организаций, долгое время отсутствовала какая – либо детская организация.
В течение нескольких лет в нашей школе были попытки создания ученической организации, в результате которых апробированы тип и форма ее деятельности.
24 ноября 1994 года зарегистрировано Д/О «Исток».
Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и потребности. Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.
Бытует мнение, что самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.
Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Модель ученического самоуправления включает в себя функции и законодательные, и исполнительные. С помощью самоуправления участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения.
В нашем ДМОО структура самоуправления включает в себя 2 уровня:
1-й уровень – ученическое самоуправление в классе,
2-й уровень – общешкольное самоуправление.
Оно решает следующие задачи:
1.Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4.Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.
Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению.
Развитие школьного ученического самоуправления – дело сложное. Дети не всегда стремятся проявлять инициативу, могут за что – то отвечать, чувствовать свою значимость в организации и проведении школьных мероприятий. Поэтому важно помогать им, поддерживать начинания и инициативу, разумно направлять их деятельность и давать возможность чувствовать себя лидером в школе.
На первом уровне ученического самоуправления организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. И, именно, он является главным связующим звеном между классным ученическим самоуправлением и школьным самоуправлением.
Я считаю работу классного руководителя не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.
За весь период моей деятельности, в течение 12 лет, я хочу отметить положительную работу классных руководителей, направленную на решение важных задач – сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения учащихся.
Хорошим стимулом работы ученического и школьного самоуправления являются классные, общешкольные, районные и областные мероприятия. Результаты такой плодотворной работы - это многочисленные грамоты и дипломы. И в этом огромная заслуга классных руководителей, которые проводят большую работу, как с детьми, так и с родителями.
Год
2009 2010 2011 2012 2013
Кол-во грамот и дипломов
7 4 7 9 19
Но, несмотря на все достижения, в нашем ДМОО есть и западающее звено. Нельзя не указать на «минус» в нашем школьном самоуправлении, зачастую, оно остается привилегией лишь отдельных школьников. Очень мало инициативных, ответственных ребят, стремящихся самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт, деловое общение со взрослыми на равноправной основе.
Каким же, все-таки, быть школьному самоуправлению? Сколько людей, столько и мнений! Сколько школ, столько и самоуправлений. Последнее слово, – каким быть школьному самоуправлению – никем не сказано.
Поиски его места в детско-взрослом школьном мире продолжаются. Иногда топчутся на месте, иногда заводят в тупик, иногда несут нас вперед.
Но мое мнение, что самоуправление должно способствовать раскрытию школьников, как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.