Урок по литературе Бауыржан Момышулы. Я помню их


Урок-размышление «Тема памяти в произведениях о войне (по рассказу Б. Момыш-улы «Я помню их» Цели урока:
Познакомить учеников с жизнью и творчеством Б. МомышулыЗадачи:
дать оценку героям, их поступкам создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию;
воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память.
Ход урока :Задание №1 Вопросы по произведению Б.Момышулы «Я помню их»
Компетентность: Информационная
Аспект: Извлечение информации
Структура задания
Стимул: Ты уже ознакомился с рассказом Б. Момышулы «Я помню их»
История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества произошла в ХХ веке, в 1941-1945 годах. Война-это событие, которое нужно было не только пережить, но и переосмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся поэты и писатели рассказывать об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б.Момышулы, мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение, составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию. Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.
Задачная формулировка: Подумай и ответь на поставленные вопросы по изученному произведению
Учитель: вы дома самостоятельно прочитали рассказ «Я помню их» Подумайте и ответьте на поставленные вопросы по изученному произведению. Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Б. Момышулы «Я помню их».
Основополагающий вопрос – Что значит помнить? Зачем нужна память о людях?
Проблемные вопросы учебной темы: Какие человеческие качества проявили герои рассказа «Я помню их». Почему автор помнит их? Какой период в жизни Б. Момышулы описан в рассказе? С кем знакомит автор читателей в данном рассказе? С каким чувством автор говорит о своих героях? Кто главный герой повести? А что вы можете сказать о нем, коротко характеризуя описанные события в рассказе?
Модельный ответ:
Тема памяти в современной литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести и т. д. вот почему вновь и вновь поднимают эти проблемы современные писатели на страницах своих произведений. Память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.
Основной темой его произведений было описание становления характера советского воина, прославление ратного подвига, героизма народа при защите Родины от вражеского нашествия.
Память о войне нужна нам, которые живем сегодня только благодаря высокому подвигу тех людей, которые выстояли в той неравной битве против фашизма. Вообще память о войнах народам нужна также для того, чтобы это больше не повторялось.
Доброта, человечность, порядочность, честность, готовность помочь.
Автор вспоминает с теплотой своих старших товарищей, командиров, потому что они помогали ему стать красноармейцем, бойцом, проявляли заботу о каждом солдате. Писатель с неменьшей теплотой знакомит читателей и со своими земляками, отцом.
В рассказе речь идёт о мирных предвоенных годах службы Б. Момышулы в Красной Армии. Главный герой рассказа – сам автор –Бауыржан Момышулы.
В 1932 году Б. Момышулы был призван в Красную Армию, где с интересом изучал трудную воинскую науку, старался получше овладеть оружием и за успешное участие в стрелковых состязаниях получил звание снайпера. В 1936 году он снова призывается в ряды Красной Армии и на Дальнем Востоке служит кадровым командиром. 
Задание 2
Стимул: Вы уже познакомились с главными героями произведения, знаете их основные черты.
Задачная формулировка: подумайте и составьте сравнительную характеристику героев, заполнив предложенную таблицу.
Подготовьте устный рассказ о героях рассказа по следующему плану:
описание внешности;
описание поведения (какими словами автор характеризует поступки героя);
какие человеческие качества проявляются в поступках героев?
выберите представителя от группы;
представьте героев одноклассникам, используя получившийся у группы рассказ; Выступление группы должно быть 3-5 минут.
подготовьте план своего выступления и будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
Сравнительная характеристика главных героев
Имя героя Портретная характеристика
Черты характера
Отношение к Родине, к красноармейцам, к своему делу
Влияние на становление главного героя
Павел Михайлович Вахалов Бухгалтер Бусин Председатель колхоза КрасноносовИнженер Сорокин Завхоз Старостин Учитель Шарапов Комдив БрилёвПолковник Дмитрий Коваленко Дежурный по станции дядя СашкоВасилий Гончаров Отец Б.МомышулыКритерии оценивания выступления:
структура (логика) выступления согласно заданному плану;
соответствие выступления заданной тематике;
выдержанный регламент выступления;
использование вербальных средств (интонация, связующие слова и др.).
Используя ресурсы Интернет, подготовьте презентацию на тему «Иллюстрации к рассказу Б. Момышулы «Я помню их».
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить».