Технологическая карта урока по информатике на тему Практикум по составлению алгоритмов (6 класс)


Технологическая карта урока
Класс 6Е. Учитель информатики и ИКТ Хакимова Г.Р.
Тип урока Комплексное применение знаний и умений (закрепление).
Тема урока ПраКТИКУМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АЛГОРИТМОВ
цель урока Добиться учащимися приобретения опыта составления алгоритмов; реализации их помощью различных программных средств
Задачи 1.Научить разрабатывать алгоритмы для управления исполнителем; соотносить свои действия с планируемым результатом, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 2. Сформировать способность к оцениванию правильности выполнения учебной задачи. 3. Способствовать получению опыта принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;
4.Развивать логическое и алгоритмическое мышление.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя (методы, приемы и формы обучения) Деятельностьучащихся Планируемые результаты (формируемые УУД) Оценка результатов деятельности ученика Информационное сопровождение (наглядность, дидактический материал)
Организационный этап Фронтальная беседа.
Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам выбрать себе одну геометрическую фигуру Слайд 1.
Геометрические фигуры
I.Актуализация знаний.
(воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся) Фронтальная беседа.
- Что такое алгоритм?
- Какие алгоритмы называют линейными?
- Какие формы записи алгоритмов вам известны?
- Что вы знаете об исполнителях?
- Чем характеризуется формальный исполнитель?
- Давайте вспомним других, знакомых вам, исполнителей.
- Можно ли составить алгоритм для создания графического изображения?
- Какие операции с объектами можно выполнять в Paint? Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Целенаправленное наблюдение, самоконтроль. Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
II.Мотивация учебной деятельности учащихся (постановка цели и задач урока) Мотивация к учебной деятельности. Уточнение тематических рамок. Организация процесса формулирования темы и постановки цели урока.
Учитель:
-Кто же является разработчиком алгоритмов? А кто исполняет или что?
-Что мы будем делать сегодня на уроке?
-Итак, тема нашего урока «Практикум по составлению алгоритмов»
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и самостоятельно их формулируют Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Целенаправленное наблюдение, самоконтроль. III. Первичное закрепление в знакомой ситуации
1.Фронтальная работа. Нацеливание учащихся на работу с формальными исполнителями.
Учитель: Для каждого исполнителя составить алгоритмы.
2.Объяснение условий для самостоятельного составления алгоритмов.
1. Повторяют системы команд исполнителей, делают записи в тетрадь,
задают уточняющие вопросы.
2. Составляют простейшие алгоритмы, делают записи в тетрадь.
. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданском праве.
Коммуникативные: формулируют пошаговые действия алгоритма, слушают друг друга.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к учебному материалу Целенаправленное наблюдение, самоконтроль. Слайд 6-9
IV. Творческое применение знаний в новой ситуации 1.Организует работу, делит на группы, формулирует задание, раздает карточки с задачами.
Учитель: Сейчас вы разбиваетесь на группы в соответствии с той фигурой, которую выбрали: квадрат – 1гр, треугольник – 2, круг – 3, прямоугольник – 4, трапеция – 5.
Составляем алгоритмы для решения задач, затем обмениваемся с соседней группой, садимся за компьютеры и реализуем алгоритмы в среде исполнителя. 5-7 мин на разработку алгоритма и 7-10 на его реализацию.
2.Напоминает правила работы в группах
-выбрать руководителя группы (представитель группы);
-внимательно прочитать задание;
-не перебивать друг друга, не кричать;
-писать аккуратно и разборчиво;
-внимательно слушать другие группы.
1.Определяются по группам.

2.Составляют алгоритмы.
3.Обмениваются алгоритмами для реализации их с помощью различных программных средств. Личностные: развивают алгоритмическое мышление.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Познавательные: вырабатывают умения разбивать задачу на отдельные этапы, четко определять и записывать отдельные команды из системы команд изученного исполнителя
Целенаправленное наблюдение, самоконтроль. Слайд 10.
Карточки
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
V. Итоги урока. Рефлексия Проверяет и комментирует работы учащихся
Обобщающая беседа:
– Что нужно, чтобы составленный алгоритм приводил к правильному решению поставленной задачи?
- С какими трудностями вы столкнулись при составлении алгоритмов?
- …при реализации алгоритмов?
Учитель:
Молодцы! Вы хорошо поработали, теперь давайте оценим работу каждой группы, перед вами лист оценивания, оцените по 5-ти бальной системе.
Попробуйте оценить урок. Отвечают на вопросы.
Каждый учащийся заполняет Лист оценивания (ставит оценку группе по 5-бальной шкале по указанным критериям) Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Целенаправленное наблюдение, самоконтроль. Слайд 14-18
Слайд 19
Лист оценивания
Слайд 20
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание
Слайд 21
Приложение 1.
Для исполнителя «Чертежник» составить алгоритм рисования домика с окном.
Для исполнителя «Черепаха» составить алгоритм рисования домика.
Исполнитель «Кузнечик» может прыгать на 3 вперед и на 2 назад. Составить алгоритм, который будет перекрашивать все четные точки от 2 до 10.
В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда ёмкостями 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л? Составить алгоритм для исполнителя «Водолей».
Составить алгоритм сборки портрета-натюрморта - «арчимбольдески» в графическом редакторе Paint.