Урок русского языка языка в 4 классе на тему Главные члены предложения

Урок русского языка в 4 классе
Тема: Второстепенные члены предложения.
Описание работы: данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе.
Тема: Второстепенные члены предложения.
Цели и задачи урока.
Образование: научить детей находить и различать главные и второстепенные члены предложения
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутье, интерес к предмету русского языка у учащихся, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности.
Оборудование: учебник, тетради, карточки,  ПК, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
2. Индивидуальная работа по карточкам.
1. Вставь пропущенные буквы.
У коки Мурки мякие лаки и острые зуки. Лошака бежт по укой дороке.
2. Вставь, где надо, Ь.
Уличный, пузырки, Жанночка, скучный, ёлки, силный, очки.
3. Минутка чистописания.  
Для начала, нам необходимо убедиться, что вы готовы к уроку, взяли с собой хорошее настроение, ум, смекалку, аккуратность, внимание и знание предыдущего материала.
Запишите сегодняшнее число.
Классная работа.
На доске записаны  слова с пропущенными буквами.
В.КА, В.ДА , С.КУНДА
Найдите в данных словах общее?
(Имена существительные. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»)
- Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово вОда.
В словах века, секунда непроверяемая безударная гласная е, а в слове вода непроверяемая безударная гласная о.)
Значит, мы будем писать на чистописании букву Е. 
Гласную букву Е мы напишем с буквами, которые встречается в этих словах. (ве, ек, се,ек)   
4. Словарно-орфографическая минутка.
– Для начала надо убедиться, что вы действительно знаете, как писать словарные слова без ошибок. Для этого обратимся к следующему заданию. К данным словам добавьте нужное количество букв так, чтобы получились  слова. Запишите эти слова.
вгн, днндцть, дрвн, звтрк, крндш, врн, мгзн, пссжр, кл, грд.
(вагон, одиннадцать, деревня,  завтрак, карандаш, ворона, магазин, пассажир, около, город или огород)
Проверьте.
5. Определение темы урока.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока вам в группах необходимо разгадать ребусы, предложенные мной.
Ребус: «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

6. Знакомство с новой темой (Тема на слайде)
Итак, давайте выясним, что вы знаете о теме сегодняшнего урока.
На какие две группы можно разделить все члены предложения? (главные и второстепенные)
Какие члены предложения относятся к главным, т.е. к грамматической основе? (подлежащее и сказуемое)
Ребята, сегодняшний урок посвятим главным членам предложения, вспомним, какими частями речи они могут быть выражены, научимся безошибочно определять место главных членов в предложении, определим их роль в речи. А теперь групповая работа.
Вспомним ПРАВИЛА работы в группе:
«Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать.
Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам».
Представитель каждой команды сам определит путем жеребьевки название того второстепенного члена предложения с которым группа будет работать.
Вам для анализа предложена следующая таблица:
Главный член предложения
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи могут быть выражены?

Подлежащее
Кто? Что?
Чаще всего имя существительное, местоимение

Сказуемое
Что делать? Что сделать? И др.
Чаще всего глагол


Самостоятельно заполните необходимую информацию и выберите того, кто будет защищать ваш проект.
ФИЗМИНУТКА
7. Актуализация опорных знаний
Найдите главные и второстепенные члены предложения.
Дремучий лес поднимался ввысь у подножия гор.
Сделаем синтаксический разбор предложения по схеме:
По цели высказывания предложение повествовательное, вопросительное или побудительное
По структуре простое или сложное
По наличию главных членов предложения односоставное или двусоставное
По наличию второстепенных членов предложения распространенное или нераспространенное.
Зачем нужны второстепенные члены предложения?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для дальнейшей работы мне необходима ваша помощь – построить предложения, для этого строго следуйте следующим инструкциям:
Старая бабушка пошла в магазин – взять определение (м. р.)
Мой друг пришел в гости – взять подлежащее
Чайные листочки собирать лучше – взять обстоятельство
Учитель принёс много новых тестов – выделить определение
Два – поставить в форму ед. ч Р. п.
Запись предложений на доске
Старый друг лучше новых двух.
Объяснение нового материала на основе этого предложения.
Синтаксический разбор предложения – повествовательное, простое, двусоставное, распространенное)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?
(Научиться определять главные и второстепенные члены предложения)
- Вам удалось достичь цели?
- Кому удалось победить в «открытии» нового?
- Кому не удалось? Кто испытывал затруднения? Почему?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь. Если вы выполнили работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступень. Если вы выполнили предложенную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступень.
10. Домашнее задание
















Карточки
1. Вставь пропущенные буквы.
У коки Мурки мякие лаки и острые зуки. Лошака бежт по укой дороке.
2. Вставь, где надо, Ь.
Уличный, пузырки, Жанночка, скучный, ёлки, силный, очки.
Карточки
1. Вставь пропущенные буквы.
У коки Мурки мякие лаки и острые зуки. Лошака бежт по укой дороке.
2. Вставь, где надо, Ь.
Уличный, пузырки, Жанночка, скучный, ёлки, силный, очки.

Карточки
1. Вставь пропущенные буквы.
У коки Мурки мякие лаки и острые зуки. Лошака бежт по укой дороке.
2. Вставь, где надо, Ь.
Уличный, пузырки, Жанночка, скучный, ёлки, силный, очки.
Карточки
1. Вставь пропущенные буквы.
У коки Мурки мякие лаки и острые зуки. Лошака бежт по укой дороке.
2. Вставь, где надо, Ь.
Уличный, пузырки, Жанночка, скучный, ёлки, силный, очки.
Главный член предложения
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи могут быть выражены?

Подлежащее







Сказуемое









Главный член предложения
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи могут быть выражены?

Подлежащее







Сказуемое









Главный член предложения
На какие вопросы отвечает?
Какими частями речи могут быть выражены?

Подлежащее







Сказуемое








Сделаем синтаксический разбор предложения по схеме:
1. По цели высказывания предложение (повествовательное, вопросительное или побудительное)
2. По структуре предложение (простое или сложное)
3. По наличию главных членов предложения (односоставное или двусоставное)
4. По наличию второстепенных членов предложения (распространенное или нераспространенное).


Сделаем синтаксический разбор предложения по схеме:
1. По цели высказывания предложение (повествовательное, вопросительное или побудительное)
2. По структуре предложение (простое или сложное)
3. По наличию главных членов предложения (односоставное или двусоставное)
4. По наличию второстепенных членов предложения (распространенное или нераспространенное).


Сделаем синтаксический разбор предложения по схеме:
1. По цели высказывания предложение (повествовательное, вопросительное или побудительное)
2. По структуре предложение (простое или сложное)
3. По наличию главных членов предложения (односоставное или двусоставное)
4. По наличию второстепенных членов предложения (распространенное или нераспространенное).









13PAGE \* MERGEFORMAT14815



члены предложенияРисунок 1C:\Users\Олег\Saved Games\Desktop\Новая папка (2)\валентинки\члены предложения.png15