Школа педмастерства Роль педагога в формировании ценностно-смысловой компетенции обучающихся через систему мероприятий


ШПМ «Роль педагога в формировании ценностно-смысловой компетенции обучающихся через систему мероприятий».
В Концепции модернизации российского образования определены основные направления совершенствования образовательной среды, а одной из приоритетных задач становится обеспечение полноценной самореализации учащихся. Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества – уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту.
В педагогике идёт поиск эффективной программы формирования ценностных компетенций.  Они связаны с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом.
Стандарты устанавливают требования не только  к предметным результатам, но и к личностным качествам, которым отдаётся предпочтение. В основе такого подхода лежит не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем. Формируем из него индивидуальность. Ребёнок – центр развития, а предмет – средство, с помощью которого мы развиваем ребёнка. Подобные акценты заставляют по-новому взглянуть на цель образовательного процесса – приоритетное развитие личности. Как же измерить результаты такого развития? Личностные результаты включают в себя систему ценностных ориентаций ученика. Какая же деятельность обеспечит личностное развитие учащегося? Конечно же, это творческая деятельность, формирующая эмоционально-ценностное видение мира и личную систему ценностей.
Компетентность
А)Составить из слов понятие.
Компетентности –приобретенные опыта проживание через рефлексию качества, ситуаций,
Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенция
Б)Вставить слова подходящие по смыслу.
Под компетенцией нами понимается круг …., в которых личность обладает …и опытом, что позволяет ей быть …. в собственной жизнедеятельности.
Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.
Значит, если компетенция – это норма, то компетентность – степень овладения нормой. И если компетенция – это отчужденное от ученика понятие, то компетентность – его личностное качество.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции. 
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.  Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
В) По составляющим частям определить компетенцию.
Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и его предназначение. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности - ценностно-смысловые компетенции.
Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций - общекультурные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности - учебно-познавательные компетенции. самооценки.
Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача - информационные компетенции.
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями - коммуникативные компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи - социально-трудовые компетенции.
Компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки - компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами учащегося, его умением ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция способствует самоопределению учащегося в ситуациях учебной деятельности, определяя его индивидуальную образовательную траекторию и программу жизнедеятельности в целом.
Описание ценностных ориентиров содержания учебных предметов.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Ценность красоты и гармонии – это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,  государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
При проведении занятия педагог должен стремится к тому, чтобы учащийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития ценностно-смысловой компетентности можно применить следующие приемы:
-перед изучением новой темы рассказать учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учащимися оценивается самый интересный, при этом стремиться к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если время занятия не позволяет ответить на все вопросы, можно детям предложить дома поразмышлять над вопросами и в последующем обязательно вернуться к ним. Данный прием позволяет учащимся понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место занятия в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого занятия во всей теме.
Формирование ценностных компетенций достигается через интеграцию      учебных предметов различных образовательных областей, представляет возможность для накопления опыта, деятельности и формирования эмоционально-ценностных компетенций.
По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Мотивационно-ценностный компонент может включать систему волевых качеств личности, под которыми обычно подразумевают решительность, настойчивость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющие человеку действовать в соответствии с собственными целями, идеалами и ценностями независимо от случайных обстоятельств и давления со стороны других людей.
Учитывая деятельностную природу компетентности, отражение его ценностной позиции личности учащихся, следует признать, что подлинная ценностно-смысловая компетентность формируется и реализуется непосредственно в деятельности. Поэтому организовать мотивированное освоение знаний, умений, ценностных установок только в границах учебного процесса невозможно. Сначала возникает проблема жизнедеятельности человека, потом происходит её осознание и понимание необходимости компетентностного решения, затем возникает потребность в системе определенных знаний и умений по её разрешению. Следовательно, уклад школьной жизни, разнообразные виды деятельности, в которые вовлекается ребенок, способствуют постепенному «выращиванию» ценностно-смысловой компетентности.
Методы формирования ценностно- смысловой компетенции.Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. • Коллективное целеполагание в начале занятия или перед решением заданной проблемы.• Коллективное подведение итогов и оценивание.• Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.• Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.• Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры.• Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки.• Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.• Метод кейсов ( ситуационный семинар, решение ситуационных задач). Метод представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс- пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания.• Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты.• Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.• Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает проектная деятельность.
В качестве приемов, стимулирующих оценочную и ценностную деятельность учащихся можно использовать «диалог ценностей» (сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека).
Данный прием реализуется через механизмы «идентификации», «примеривания» и «перевоплощения» (постановка себя на место другого человека).
Пример: проект «Юные защитники Родины». Ставит учащихся перед выбором: «А вы смогли бы?» - анализируются условия, в которых проживала личность и их влияние на её ценностные ориентации и установки.
Формирование ценностно-смысловой компетенции невозможно без метода наблюдений, тестирования, анкетирования, творческого поиска в решении задач, самооценки, рефлексии и т.д.
Результативность:
Таким образом, сформированные ценностно-смысловые компетенции помогают:
- адекватно оценивать свои способности и возможности;
- определять мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования и личностного роста, для успешного самоопределения в будущем;
- стать самостоятельными;
- выбрать приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью, интересную работу;
- формулировать собственные ценностные ориентиры в жизни;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора;
- видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Практическая часть: Для дальнейшей работы давайте разделимся на 2 группы.
1-ый вопрос для обсуждения: Когда обучающимся не интересно учиться, а педагогу не интересно учить?

В течение 3-х минут методом мозгового штурма участники определяют причины и озвучивают их.
Варианты ответов:
Недостаточный уровень владения педагогом современными образовательными технологиями препятствует формированию ключевых компетенций.
Развитие о обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
Противоречие между формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.
2-ой вопрос для обсуждения: Станет ли педагогу интересно учить, а обучающимся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии?
В течение 3-х минут участники подбирают доводы в пользу какой-либо технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.
Примеры:
- проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;
- проектные технологии, в основе которых лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирования умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве;
- игровые технологии, игровые приемы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности;
- технология развития критического мышления развивает мыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».  
Работая с детьми, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческим людьми. Мы все сегодня прекрасно понимаем, что уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний важнее научить «хотеть учиться».