Реферат Роль классного руководителя в формировании личностных компетенций обучающихся Ломонос О.С..doc

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
К числу таких образовательных результатов относятся:
1. Развитие способности ориентироваться:
– в окружающей действительности;
– в явлениях природы;
– в социальных явлениях;
– во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций.
Мы часто употребляем выражение «компетентный человек». Какого же человека можно назвать компетентным?
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетенция - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и способностей, необходимых для эффективной деятельности в какой- либо профессиональной сфере (абстрактная модель)
Компетентность - персональный уровень владения компетенцией, зависящий, прежде всего, от мотивации. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом».
Иерархия компетенций
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Введение компетентностного подхода в воспитательный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении воспитательного процесса, и в практике работы классного руководителя.
Во-первых, целью воспитания становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?
Компетенция
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;
в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;
в отличие от навыка – осознана;
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.
Система воспитательной работы класса
Система моей воспитательной работы с учащимися 6 класса в своей основе имеет компетентностный подход. Идеология выбранной мною программы «Познавай, выбирай, твори, действуй!» опирается на следующие концептуальные положения:
- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;
- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,
- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,
- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями.
Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:
- совместное планирование творческого дела,
- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,
- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.
Воспитательная система включает 8 основных направлений.
1. «Быть отличником хочу!»
2. «Вырастим себе друзей»
3. «В царстве красоты»
4. «Живое рядом»
5. «Здоровому всё здорово»
6. «Я – Россиянин»
7. «Праздник для души»
8.«Азбука безопасного поведения»
Для каждого возраста приоритетным является реализация двух из вышеназванных направлений, что не означает, отсутствие работы по другим направлениям. Воспитательная система учитывает возрастные особенности учащихся и направлена на формирование ключевых для каждого возраста компетенций.
Выбор приоритетных направлений обусловлен исследованиями ученых в области компетентностного подхода. Для каждого возраста необходимы усилия по формированию определенных групп компетенций. Причем если какие-то ключевые компетенции не сформированы вовремя, сложно усваиваются и другие. Так, например, компетенция организованности (умение вовремя приходить в школу, носить все необходимые принадлежности, поднимать руку при ответе и т.д.) формируется в возрасте до 10-11 лет. Насколько сложно работать с учащимися, у которых данная компетенция не сформирована, сможет рассказать практически каждый учитель средней школы.
Для среднего школьного возраста на первый план выходят коммуникативная и ценностно - смысловая компетенции. Учащиеся осознают свою роль и предназначение, учатся выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, осознают важные и значимые жизненные цели.
И наконец, старшая школа, для учащихся 10-11 классов ключевыми становятся компетенции информационная, учебно – познавательная и личного самосовершенствования. И связано это не столько даже с грядущими выпускными экзаменами, а именно с особенностями возраста. Детям действительно становится интересно, и думаю, практически каждый из нас слышал от выпускников фразу – как жаль, я бы еще поучился.
В своей работе с учащимися я использую следующие методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности: метод самооценки; метод самоорганизации; метод самоопределения; метод самореализации; метод самоконтроля; метод самопрогнозирования; метод радостной перспективы; метод поощрения и похвалы; метод «гашения отрицательных переживаний».
Следует заметить, что часто при планировании воспитательной работы мы основной упор делаем только на работу с детьми, но работа с родителями имеет огромное значение, ведь именно родители в наибольшей степени заинтересованы в полноценном развитии своих детей. В рамках компетентностного подхода очень важную роль играет именно единство требований, правил и позиций. В этом случае родительское собрание уже не является формальным рапортом об успехах и неудачах в учебе, а выполняет роль педагогического консилиума, на котором равноправные коллеги и ставят и решают ключевые вопросы воспитания.
Так же важную роль в процессе реализации воспитательной системы играют систематические психолого-педагогические исследования.
В 5 классе проводились исследования на определение уровня тревожности, уровня школьной мотивации и уровня интеллектуального развития. Эти исследования способствовали более осознанной работе по формированию компетенции организованности и информационной компетенции.
В 6 классе проведено исследование на определение личностного роста. Проведение данного исследования обусловлено тем, что на первый план выходит формирование коммуникативной компетенции.
Мне, как классному руководителю, необходимо систематически проводить работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников; фиксировать уровень воспитанности на каждом этапе школьного обучения.
Таким образом, реализация компетентностного подхода предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения. Образовательный процесс современной школы направлен на изменение позиции учащегося: из объекта обучения в активного субъекта учебно-воспитательной деятельности, а также активизирует самоуправляемую творческую деятельность школьников. Дети чутко воспринимают всё, что их окружает в мире взрослых, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Работа классного руководителя дает  мне совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого ребенка. Во время уроков возможностей бывает очень мало. Именно через воспитательную работу мы способны воздействовать на личностную составляющую каждого ребенка, отслеживать динамику его развития и корректировать, при необходимости, возникающие отклонения.
Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно и нужно считать девизом воспитательной деятельности в нашей школе.