Конспект внеклассного мероприятия на тему Воинская слава казаков (1-4кл)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЛИПЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»














ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

«Воинская слава казаков»




Составитель:
Дубровских Г.А.,
учитель начальных классов
МКОУ Краснолипьевская СОШ
Репьевского района
Воронежской области










2014 – 2015 уч. год



Тема внеклассного мероприятия: «Воинская слава казаков»
Цель: воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение прошлого и настоящего малой Родины, истории и традиции казачества
Задачи:
- знакомство с историей Кубани
-формирование положительного отношения к казачьим традициям;
-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защит
государственных интересов страны;
-возрождение казачества, упрочение единства и дружбы народов.
Форма мероприятия: утренник
Оборудование: аудиоаппаратура, Мультимедийная установка, экран, презентация.
Место проведения: актовый зал школы

Ход мероприятия:
Ученик 1
Кто сказал, что прошло наше время?! С чьей нелегкой, недоброй руки Превратился в туземное племя Православный народ – казаки?!
Ученик 2
Кровью предков пропитаны степи - От Балкан до Курильской гряды. Тот, кто новую летопись лепит, Пусть в глаза не пускает нам дым.
Ученик 3
Нашу память не раз полоскали В мутной проруби Леты-реки. Но из пепла державных развалин Возрождался народ – казаки.
Ученик 4
Гордый, смелый народ, непокорный. Плоть от плоти – российский народ. В глубь столетий ушли наши корни. Родословное древо живет!
Ученик 6
Мы берегли, как перл, одну свою свободу, Как коршуны бросались на врагов, Посмевших замутить речную нашу воду, Топтать камыш родимых берегов.
Ученик 7
Мы – не богом забытое племя, Наша память вулканом ревет. Шашки – вон, казаки! Ногу – в стремя! Только – левой! И только – вперед!
Хором. Российскому казачеству посвящается
Дети становятся полукругом.
Ведущий: Чего раскричались, расшумелись? Почему всех на круг созвали?
Ученик 8: Так праздник у нас, воинской славы и братства!
Ученик 9: Надо всем рассказать: за что и почему уважают и гордятся кубанским казачеством – старинным и заслуженным войском России.
Ведущий: А для этого мы пригласили наших почётных гостей из Уманского казачьего общества
Ученик 10
Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И с простора долетая, Вольный слышится призыв!
Ученик 11
Эх! Родное государство! На Кубани куреня! До чего же ты красива Дорогая сторона!!!
Ученик 12
Мы с веселой песней дружим, По казачьи говорим, Хорошо живем, не тужим, Со сметаной хлеб едим.
Ведущий: Веселы привалы, где казаки запевалы! Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!
Ведущий: Ну, коль хотите поговорить о воинской славе казачьей, тогда присаживайтесь и слушайте.
Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Слово “казак” – “вольный человек” появилось в 15 веке. Для несения сторожевой службы в степь высылались конные, вооруженные отряды-станицы. Колоритный народ казаки, кого хочешь, за пояс заткнут!
Жили казаки самоуправляющейся общиной. Существовал у них круг – народное собрание всего войска. На этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки становились в круг. На кругу выбирали атамана, которому подчинялись беспрекословно. Казаки говорили: «Куда атаман глазом кинет – туда мы кинем головы».
А вот о воспитании казачат – юных воинов расскажу вот что:
Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнена трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Проводятся игры:
«Панас»
(Водящего ставят в центре круга, завязывают ему глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: Панас, Панас, на чём стоишь? – На камушке. Что продаёшь? – Квас. Ну лови три года нас! После слов разбегаются, «Панас » идёт их искать. Пока он ищет, дети не сходят со своих мест. Найденный игрок становится «Панасом», если его узнают и назовут имя.
«Мешочек»
Дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает шнур с грузом – мешочек с песком. Дети внимательно следят за мешочком, при его приближении подпрыгивают вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.
Ведущий: Ребята, чему учат эти игры? Какие качества, которые в дальнейшем помогали в бою, вырабатывали такие игры?
А с пяти-семи лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”. А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет.
Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. Отцы сынов учили и приговаривали: «Казаком быть – не розиня рот ходить».
Важным атрибутом у казаков была шашка. В то время говорили: «И шашка остра, а дух – сильнее». Передача казачьей шашки по кругу, символизировала переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому. Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками. Хранилась она на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор. Даже голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.
Важно то, что у казаков были малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками, оберегая друг друга, и позволяли скорее ранить себя, чем своего товарища. Особенно берегли воина, который являлся единственным сыном в семье. Одна серьга в ухе казака служила знаком, подтверждающим этот факт, таких казаков берегли в бою.
Много сложено пословиц и поговорок о доблести казачьей. Мы в этом сейчас убедимся. Я вам раздам части пословиц, вы должны их восстановить.
Казак скорей умрет, (чем с родной земли уйдет). И один в поле воин, (если он по-казачьи скроен). Казачья смелость (порушит любую крепость). Казак с конем (и ночью, и днем).
Ведущий: Три подвига казака – охрана рубежей, освоение новых земель и участие в войнах, которые вело российское государство – вечной признательностью должны жить в сердце каждого русского человека.
Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, даже принимали участие в походах Суворова. Враги считали казаков очень сильными, смелыми, ловкими. Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”.

Одной из самых ярких страниц военной истории казачества стала Великая Отечественная война. Когда забушевало пламя войны, вместе со всей страной поднялись на защиту Отечества города и станицы Кубани. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое желание сделать всё для его разгрома наполняли сердца казаков.
Вставай, Кубань! Народным гневом
Бурли, бушуй, мятись, вскипай!
На смертный бой с врагом скликай
Своих сынов отважных смелых.
Вставай, Кубань! Кубань, вставай!
Смерть вражьей своре озверелой!

Много памятных мест, напоминающих нам о подвигах казаков находится на территории нашего края.


Так, например, на автостраде Ростов-Краснодар, недалеко от станицы Кущёвской, на взгорье, возвышаясь над степью, стоит величественный монумент. За много километров видно тринадцатиметровую фигуру всадника-казака в развивающейся бурке. Конь под ним в стремительном порыве вперёд. Кажется, вот раздастся боевой клич и всадник, размахивая клинком, кинется в горячую рубку.
Золотом сияют слова: «Здесь, в августе 1942 года насмерть стояли, защищая ворота Кавказа, гвардейцы Кубанского кавалерийского корпуса, удивив мир своей стойкостью и величием духа».
В августе 1942 года произошло крупное сражение казаков с фашистами, на берегу небольшой реки Ёж, в районе станиц Кущёвская, Шкуринская, Каневская был воздвигнут крупный оборонительный рубеж. Это было началом схватки с непрошенным гостем. Многодневные кровопролитные бои показали, что в тяжёлой обстановке нашлась сила, способная несокрушимо стоять на месте, как неприступная скала. Этой силой оказался казачий корпус.
За подвиги в ней казачьи корпуса и дивизии получили звание гвардейских. Вместе с другими победоносными полками Красной Армии прошли по площади во время Парада 1945 год
О том, какие подвиги совершали казаки, нам расскажут и наши наставники из Уманского казачьего общества
Ведущий: В заключении нашей встречи, хотелось бы прочесть отрывок их стихотворения Виктора Садовского:
Мы помним времена, когда на поле славы Был страшен грозный лик сильнейших казаков, Когда под шум знамен ходили наши лавы Вспахать ненужный холм запущенных дворцов.
Юные казачата, не забывайте о подвигах своих предков, растите достойными и верными своему Отечеству.