Презентация на тему Создание психолого-педагогических условий в учреждении для успешного освоения образовательной программы, обучающимися с особыми образовательными и социальными потребностями (инклюзивное образование).


Создание психолого-педагогических условий в учреждении для успешного освоения образовательной программы, обучающимися с особыми образовательными и социальными потребностями(инклюзивное образование).Педагог-психолог МБОУ ООШ № 5 г. Новошахтинска Малых О. А. Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того, жизнь создает для себя школу и приспособляет ее к своим потребностям и стремлениям. Д. И. Писарев Нормативная база в области инклюзивного образования:Конституция Российской федерации;«Конвенция о правах ребенка»;«Конвенция ООН о правах инвалидов»;Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;Закон РФ «Об образовании»;Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г;Декларации прав ребенка; Нормативная база в области инклюзивного образования:Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617;Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ»;Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;Программа «Доступная среда для инвалидов»;Концепция непрерывного образования. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность.Инклюзивное (включенное) образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь инклюзии, встает и другая задача – адаптация всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений появились новые специалисты – координаторы по инклюзии, или координаторы по особым образовательным потребностям. На сегодняшний день фигура такого координатора в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование, становится ключевой. Как правило, функции координатора по инклюзии в образовательном учреждении выполняет один сотрудник, но встречается и такая ситуация, когда функции координатора делят между собой несколько человек. Кто еще входит в группу сопровождения? Учитель-дефектолог, педагог-логопед, врач-педиатр, тьютор, социальный педагог, и, главным звеном выступает педагог-психолог как координатор. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:1) непрерывность;2) системность;3) индивидуальный подход;4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. Основной целью в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования. Условия эффективной деятельности координатора по инклюзиив образовательном учреждении: Координатор по инклюзии должен знать и понимать:1) содержание международных, федеральных, городских и муниципальных законодательных актов и нормативных документов;2) содержание основных образовательных программ, содержание программ специальных (вспомогательных) образовательных учреждений разных видов; содержание и программы государственных образовательных стандартов; 3) содержание и формы организации управления и методической работы;4) примерное содержание и формы, возможные направления деятельности различных специалистов психолого-педагогического сопровождения; Координатор по инклюзии должен знать и понимать:5) примерное содержание, формы, возможные направления деятельности педагогических работников, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;6) особенности проявлений тех или иных нарушений физического и (или) психического развития у детей различных возрастов, особенности условий образовательной среды, необходимых для успешной адаптации детей с определенными нарушениями в образовательном учреждении;7) структуру и алгоритм разработки и оформления документации, в том числе – индивидуального образовательного плана; Координатор по инклюзии должен знать и понимать:8) структуру и алгоритм оформления документации специалистов психолого-педагогического сопровождения;9) алгоритм разработки образовательной стратегии в ОУ, мониторинга деятельности педагогического коллектива по направлению «инклюзивное образование»;10) возможности современных информационно-коммуникационных технологий;11) примерное содержание, формы и направления деятельности учреждений и общественных организаций, связанных в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованных в развитии идей и поддержке инклюзивного образования. Координатор по инклюзии должен уметь:• проектировать работу педагогического коллектива в области инклюзии, учитывая данные системного анализа состояния ОУ;• выстраивать совместно со специалистами ОУ индивидуальный образовательный маршрут в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ в зависимости от его актуальных возможностей и потребностей, с учетом запросов его семьи, а также имеющихся в образовательном учреждении «внутренних» и «внешних» ресурсов;• осуществлять мониторинг деятельности специалистов ОУ в области включения детей с ОВЗ в образовательную среду на основе динамики развития как «особых» детей, так и их «обычных» сверстников;. Координатор по инклюзии должен уметь:• оформлять необходимую документацию;• координировать взаимодействие между всеми участниками междисциплинарной команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателями, учителями и прочими сотрудниками, в том числе – членов ПМПк ОУ; обоснованно направлять профессиональную деятельность коллег;• устанавливать и координировать взаимодействие педагогического коллектива и родителей, поддерживать отношения доверия и сотрудничества;• координировать взаимодействие администрации и сотрудников ОУ со специалистами из других образовательных учреждений; Координатор по инклюзии должен уметь:• эффективно взаимодействовать с администрацией школы, другими членами коллектива, родителями учащихся (воспитанников), представителями других организаций, включая руководящие органы;• определять приоритеты в работе и эффективно распоряжаться своим временем, особенно в отношении соблюдения баланса между выполнением административных обязанностей, осуществлением основной деятельности (преподаванием у учителя, коррекционно-развивающей работой психолога, дефектолога, логопеда) и собственным профессиональным развитием;• использовать в работе современные информационно-коммуникационные технологии. Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики: Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:- все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой; Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка; родители всех детей, посещающих инклюзивный класс занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения; Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:- педагоги, принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию, реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных плано, эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения, имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания своих детей, имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности; Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения, действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы, эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями); Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:- руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей «укладности» учреждения, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;- члены администрации ОУ понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, взаимодействуют с координатором по инклюзии, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики; Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются.- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;- родители особых детей понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями. Инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства. Полезные адреса и ссылки«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования – нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.)- www.edu.ruИнститут проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогическом университета – www.mgppu.ruОбщественные организации, оказывающие поддержку и реабилитацию детей с нарушениями и их семей, поддерживающие инклюзивное образованиеДетский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – www.unisef.ruРегиональная общественная организации инвалидов «Перспектива» - www.perspektiva-inva.ruНО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» - www.downsideup.orgРегиональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» - www.roo-kroog.ruРегиональная общественная благотворительная организация «Центр лечебной педагогики» - www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ruЦентр «Наш солнечный мир» - www.solnechnymir.ru Спасибо за внимание!