Доклад по темеФормирование социально-коммуникативных компетенций у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основные теоретические положения к проблеме компетентностного подхода в образовании.

Социально-экономические реформы, осуществляемые в России, привели к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области образования, которое, становясь динамичным и вариативным, требует от учителя творческой активности, способности к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений. Социальные трансформации современной действительности обозначили контуры новой образовательной парадигмы, суть которой состоит в так называемом компетентностном подходе к образованию, который в последние годы становится все более популярным. В России компетентностный подход разрабатывается с расчетом на "глобальное" применение: речь идет о том, чтобы осуществить модернизацию российского образования на "компетентностной" основе.
Поскольку человек является в той или иной степени творцом своей жизни, и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации. Социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных ситуациях (Веревкина Т.А. (2005)).
В действительности, для того, чтобы быть подготовленным к определенным и быстро меняющимся жизненным ситуациям и включаться в разнообразные виды деятельности, человеку (индивиду) необходимо быть компетентным.
Пограничными понятиями при определении компетентности являются: знания, умения, навыки, способность, опыт, готовность и включенность.
Поэтому под компетентностью можно понимать готовность человека справляться с жизненными ситуациями и его включенность в решении проблем. Причем включенность предполагает проявление активной деятельностной позиции человека по отношению к миру, согласованной с его внутренней, индивидуальной потребностью и, как правило, не может определяться извне. Задача педагога: создать эмоционально-интеллектуальное напряжение, в котором бы происходило осознание обучающимися бытия; обеспечить выходы на личностные смыслы участников; углубить ценностные ориентации учащихся, что и позволяет развить компетентности учеников (А.А.Пинский (2001)).
Процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Человек, полностью не адаптированный в общество и не способный в какой-то мере противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации.
Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в специальных (коррекционных) школах, детских домах, интернатных учреждениях.

Проблема социализации воспитанников
детских домов и интернатных учреждений.

Основной проблемой социализации воспитанников детских домов, интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением.
Анализируя сложившуюся ситуацию, можно отметить, что наиболее актуальной в нашем обществе является проблема-интеграция и социальная адаптация умственно отсталого выпускника-сироты, так как найти свое место в обществе ему мешает не только отсутствие родительской семьи, но и физическое или психическое нарушение. Наше общество по уровню своего сознания, материальному оснащению и в целом мировоззрению не готово принять этих детей. Умственно отсталым детям практически невозможно найти себе работу "по душе" и быть полезным для общества. Они не могут создать семью и жить в отдельной квартире, так как это недоступно им материально; свободно перемещаться по улицам города и иметь свой круг общения, так как сознание большого числа людей не готово относиться к ним как к равноправным членам нашего общества.
Возможности получения профессионального обучения ограничены отсутствием общежития при многих профессиональных училищах, нежеланием директоров брать на себя ответственность за умственно - отсталого ребёнка, да ещё сироту. Ограниченность "пространства обитания", отсутствие важнейшего фактора - мнения родителя - осложняют поиск профессии для себя. Многие выпускники - (60 - 70 %) вступают в самостоятельную жизнь без жизненных и профессиональных ориентиров, что зачастую приводит к печальным последствиям (Иванова (1996)).
Выпускники с трудом вступают в близкие эмоциональные контакты, потребность в общении у них снижена. Часто они замыкаются в своём кругу, не стремятся к расширению контактов с внешним миром и даже боятся его.
Условия детского дома, интернатного учреждения не способствуют полноценному участию молодых людей в общественной жизни, росту социальной ответственности, пространства. Каждому человеку в обыденной жизни необходимо освоение бытовых навыков и умений.
Есть основания полагать, что уровень освоения их в сиротских учреждений поверхностный, т.к. воспитанники избавлены от необходимости самостоятельно готовить пищу, приобретать одежду и обувь и ухаживать за ней.
Анализ действующих учебных планов и программ, практики специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида убеждает в том, что готовность к самостоятельной жизни учащихся не рассматривается как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Специальная коррекционная школа все еще ориентирована на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для социальной адаптации, последствием чего является непреодоленная дефицитарность развития умственно отсталого ребенка.
По данным исследования А.М.Москоленко (2001), А.М. Щербаковой (2001), проведенного в ряде специальных коррекционных школ – интернатов Москвы, их выпускников характеризуют:
1. Размытость жизненных перспектив. Образ желаемого будущего у большинства опрошенных воспитанников не детализирован, в ответах приобретают эмоциональные, незрелые характеристики его.
2. Склонность к материальному иждивенчеству. Значительная часть опрошенных показывает равнодушие к таким необходимым условиям полноценной самостоятельной жизни, как наличие жилья, достаточное количество средств.
3. Нарушение коммуникативной деятельности; неизжитость феномена психического отчуждения от окружающих. Воспитанники- учащиеся выпускных классов - не настроены на продуктивное общение с взрослыми, а скорее стремятся к отталкиванию от них.
4. Конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками.
Между тем отдельные положительные результаты образовательной работы с умственно отсталыми детьми, детьми-сиротами доказывают, что низкий уровень готовности воспитанников коррекционных интернатов, школ, детских домов к самостоятельной жизни вызван не только нарушениями их психофизического и интеллектуального развития, но и недостаточной направленность образовательных учреждений соответствующего вида на формирование социальной компетентности, а также необходимых ценностных ориентаций и личностных качеств (Москоленко Н.В., Щербакова А.М.(2001)).
Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического и интеллектуального развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе, детском доме. Поэтому в специальных коррекционных школах, интернатах и детских домах для детей с умственной отсталостью необходимо иметь систему занятий по формированию социально- бытовых навыков учащихся.

Формирование социально-коммуникативной компетентности умственно отсталых учащихся
в условиях школы.

Формирование социально-коммуникативной компетентности - это непрерывный процесс, в котором участвуют личность и общество.
На фоне постоянного снижения жизненного уровня основной части населения, экономической и политической нестабильности значительно усложняется процесс адаптации человека, а тем более человека с недостатком интеллекта, к социальным и экономическим условиям жизни. В связи с этим назрела необходимость в более целенаправленной и эффективной подготовке выпускников путем введения системы экономических знаний (Стариченко(2001)).
В связи с этим особенно велика роль школы и интерната для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Успех возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы взаимодействия на учащихся, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущим звеном являются специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке, которые направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
При разработке теоретических проблем обучения умственно отсталых детей основам хозяйственной жизни нужно учитывать формирование умений выполнять простейшие хозяйственно-бытовые работы, выработка первоначальных представлений по экономике потребления, ознакомление с принципами грамотного ведения бюджета, обучение навыкам делового общения на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке.
Первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся познают в семье, школе, окружающей среде. Семья- это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся более сознательно изучают другие составляющие экономики.
Учебная программа по социально-бытовой ориентировке В.В.Воронковой (2010г.) составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. При изучении раздела " Экономика домашнего хозяйства" на уроках социально-бытовой ориентировки основными методами обучения учащихся домашней экономике являются беседы, деловые игры, тренинги, домашние задания и экскурсии.
Мы считаем, уроки этого раздела лучше всего проводить в виде экономических практикумов. Содержание экономических практикумов касается преимущественно экономики семьи и личного потребления, поскольку именно в этом срезе экономической реальности выпускникам неизбежно приходится принимать самостоятельные решения по различным материальным и хозяйственным вопросам.
Содержание таких практикумов способствует становлению у старшеклассников специальных коррекционных школ, детских домов функциональной экономической грамотности. Развитию у них, например, умения и привычки упорядочивать свою финансовую жизнь, какими бы скромными ни были их доходы, умения определять наиболее выгодный на текущий момент вид банковского вклада, оценивать достоверность и выгоду услуг страховых компаний, пользоваться потребительским и банковским кредитом, защищать свои потребительские права в случае их нарушения.
В экономические практикумы мы включаем элементарные справки о рынке товаров и услуг, деньги, цены, тарифы, налоги; справки о приватизации, инфляции, безработице и о бирже труда; о прожиточном минимуме и минимальной заработной плате; проблемах семейной экономики, о социальной защите, о правах потребителя, о нотариусе и т.д.. Нами разработана экспериментальная программа экономического практикума для выпускного класса специальной коррекционной школы.
2.1.Экспериментальная программа экономического практикума для выпускного класса.

Программа эксперимента составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, включает анкетирование старшеклассников 9 классов. В эксперименте участвовало 33 человека (ученики 9 классов) г. Комсомольска-на-Амуре. Выборка уравнена по половозрастному признаку.
Первое задание предназначалось для выявления умения подростков принимать верное решение в типичной хозяйственно-бытовой ситуации, которая формулировалась так:
У тебя есть 150 рублей, ты должен купить продукты на 1 день и какие блюда ты приготовишь в течение одного дня? В ходе выполнения задания учащимся оказывалась помощь: нами задаются вопросы в определенной последовательности. Очередность вопросов была следующей:
1. Какое количество данного продукта ты приобретешь?
2. Сколько стоит 1 единица этого продукта?
3. На что ты потратишь оставшиеся деньги?
4. Определи общую сумму затрат на покупки: не превышают ли эти затраты имеющейся в распоряжении суммы денег?
5. Какие блюда ты приготовишь, назови.
(ДИАГРАММА)
Отказались выполнить 6,3 %, так как не знали, какие продукты можно купить на конкретную сумму, молчали, пожимали плечами, на поддержку и подбадривание не реагировали и, в конце концов, признавались, что не в состоянии решить такую задачу. Лишь 32,4 % выполнили задание верно. Подавляющее большинство 60,3 % выполняли необдуманно, так как склонны были приобретать продукты недостаточно обдуманно, что закономерно приводило к значительным затруднениям при составлении меню на один день. Несмотря на то, что уже с самого начала большинство девятиклассников приступили к выполнению предложенного задания недостаточно продуманно, мы отнесли к правильным те решения, в которых расходование конкретной суммы было спланировано относительно целесообразно (т.е. весь подобранный испытуемым ассортимент продуктов удалось благополучно включить в меню завтрака, обеда и ужина). Ответ, в котором задача накормить семью в течение одного дня была лишь частично реализована, т.е. набор подобранных продуктов ученики смогли использовать только в меню обеда и легкого завтрака (или ужина), мы расценивали ориентировочный.
Пример неправильного решения задачи:
Куплю бутылку газводы-20 руб.
2 булки хлеба-32 руб.
баночку майонеза-30 руб.
сигареты-30 руб.
Меню:
Завтрак-хлеб с газводой;
Обед-хлеб с майонезом, газвода.
Ужин - ?

Составленное таким образом меню обычно не заставляло учащихся нашей школы усомниться в его рациональности. В тоже время на наш вопрос: "Если бы в детском доме, школе питание было организованно в соответствии с твоим меню, тебя бы это не возмутило?"- в большинстве случаев мы получили утвердительный ответ.
Многие умственно отсталые школьники обнаружили слабые счетные навыки. Скорость вычислений увеличивалась, если дети использовали калькулятор, который в последнее время широко вошел в наш быт и освободил нас от нудных вычислений столбиком при подсчете доходов и расходов личного бюджета. Возможно, именно умение пользоваться калькулятором позволит выпускникам лучше организовать свои финансовые дела, поскольку у большинства из них к окончанию школы остаются неустраненными существенные недостатки в вычислениях. Таким образом, умение производить экономически обоснованный выбор продовольственных товаров при покупке продемонстрировали некоторые учащиеся.
Второе задание проводилось по типу обучающего эксперимента и состоит из 2 этапов:
1) Объясни, как сумеешь, что такое:
А) прожиточный минимум ПМ;
Б) минимальная заработная плата МЗ.
Знаешь ли ты, каков на текущий момент размер прожиточного минимума и минимальная зарплата?
2) Рассмотри диаграмму, расскажи, что понял.
Соотношение величин прожиточного минимума, минимальной средней зарплаты в России 2013 год.(ДИАГРАММА)
1. минимальная зарплата (МЗ)
2. прожиточный минимум (ПМ)
3. средняя зарплата в промышленности

С помощью этого задания мы пытались выявить не только представления о таких экономических понятиях как прожиточный минимум и минимальная зарплата, но и способности разобраться в простейшей диаграмме. В результате учащиеся старших классов показали следующие знания: практически никто из учащихся не смог самостоятельно справиться с анализом диаграммы, для этого мне нужно было задавать наводящие вопросы.(ДИАГРАММА)

Верные решения получены лишь от 7,9% учеников, остальные решения 55,6 % были расценены как ориентировочные (требовалось внесение уточнений, незначительных поправок в определения ПМ и МЗ близко к сущности этих понятий), если учащиеся не могли ответить на вопросы первой части задания или истолковывали понятия ПМ и МЗ неадекватно их сущности, то нами использовались для ознакомления испытуемых следующие формулировки. « Прожиточный минимум- это сумма доходов, необходимая человеку для приобретения такого количества еды (продуктов), которое требуется ему, чтобы не умереть от голода, не болеть от недоедания, а также для удовлетворения, хотя бы на самом низком уровне, его нужд в оплате жилья, в покупке предметов гигиены, одежды и обуви». Минимальная зарплата- это самый низкий размер зарплаты, который устанавливается государством. Заслушивалось мнение ученика о сумме ПМ и МЗ на текущий момент. При необходимости ответ корректировался. После повторения учеником за учителем определений ПМ и МЗ, переходили ко второму этапу задания - анализу диаграммы. При помощи наводящих вопросов учителя учащиеся пытались сравнивать показатели прожиточного минимума и минимальной заработной платы (анализ диаграммы), некоторые учащиеся называли приблизительный размер прожиточного минимума, так как многие знают размер пенсий. Неправильные решения показали 36,5 %.
И, наконец, третье задание было предусмотрено для выявления знаний старшеклассников о способах защиты своих потребительских прав в случае их нарушения. Одна из ситуаций этого задания формировалась так: "В фотоателье вам сделали некачественную фотографию, предназначенную для важного документа (фото тусклое, размытое). Что вы предпримете? Куда обратитесь?" (ДИАГРАММА)
В результате выполнения задания 44,4 % учащихся не знали, что предпринять и куда обратиться в данной ситуации. 33,3 % старшеклассников ответили: "Пойду в милицию, напишу заявление, что мне испортили фотокарточку". Некоторые собирались обратиться в ГАИ. Лишь 22,3 % учащихся ответили правильно.
Примерные ответы учащихся: "Пожалуюсь начальнику, скажу, чтобы сделали понормальнее или вернули деньги".
Отсюда можно сделать следующий вывод, что большинство учащихся не осведомлены ни о правах потребителя, ни о существующих службах по защите этих прав.
Нами сделан обзор лишь по трем практическим заданиям, но и эти данные свидетельствуют о скудном количестве верных решений. По другим практическим заданиям экономического содержания этот показатель также низок.
Таким образом, большинство старшеклассников (выпускников) со сниженным интеллектом накануне выпуска из школы, интерната и детского дома не владеют умениями экономического выбора, не осведомлены о способах защиты потребительских прав. Поэтому на своих уроках социально-бытовой ориентировки для повышения жизнеспособности выпускников специальной коррекционной школы в новых экономических условиях нужна экономическая подготовка.
Основная цель социально-коммуникативной компетентности в условиях детского дома, школы - помочь воспитанникам приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у них накануне выпуска из учреждения достаточного уровня самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Таким образом, проанализировав результаты коррекционной работы, мы можем сделать вывод, что при выполнении 1 задания экспериментальной программы 61% умственно отсталых школьников обнаружили слабые счетные навыки. Скорость вычислений увеличивалась, если дети использовали калькулятор, который в последнее время широко вошел в наш быт и освободил нас от нудных вычислений столбиком при подсчете доходов и расходов личного бюджета. Именно умение пользоваться калькулятором позволяет 82% выпускникам лучше организовать свои финансовые дела, поскольку у большинства из них к окончанию школы остаются неустраненными существенные недостатки в вычислениях и умение производить экономически обоснованный выбор продовольственных товаров.
Второе задание проводилось по типу обучающего эксперимента. С помощью этого задания мы пытались выявить не только представления о таких экономических понятиях как прожиточный минимум и минимальная заработная плата, но и способности разобраться в простейшей диаграмме. В результате учащиеся старших классов показали следующие знания: практически никто (3%) из учащихся не смог самостоятельно справиться с анализом диаграммы. После задаваемых нами наводящих вопросов у 18% учащихся ответы стали верными.
Третье задание было предусмотрено для выявления знаний старшеклассников о способах защиты своих потребительских прав в случае их нарушения. В результате выполнения задания 77,7 % учащихся не осведомлены ни о правах потребителя, ни о существующих службах по защите этих прав и не знали, что предпринять и куда обратиться в данной ситуации. После беседы и обсуждения проблемных ситуаций 49 % старшеклассников овладели способами защиты потребительских прав.
Таким образом, большинство старшеклассников (выпускников) со сниженным интеллектом накануне выпуска из школы, детского дома и школы -интерната не владеют умениями экономического выбора, не осведомлены о способах защиты потребительских прав. Поэтому на уроках социально-бытовой ориентировки для повышения жизнеспособности выпускников специальной коррекционной школы в новых экономических условиях нужна экономическая подготовка.
В формировании социально-коммуникативной компетенции учащихся с отклонениями в развитии большое значение имеет профессионально-трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит бережному отношению к результатам своего труда и, главное, формирует у воспитанников социальную ответственность. В условиях детского дома ,интерната и школ трудно представить детям широкий выбор трудовых профилей, тем не менее, надо стараться разнообразить их с учетом здоровья детей, интереса ребенка к данной профессии, поскольку увлеченность профессией способствует развитию положительного отношения к труду, что играет роль важнейшего фактора в социальной адаптации.
В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка. Все звенья воспитательной работы взаимосвязаны, в процессе повседневной практической жизни детей следует повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса; автоматизировать имеющиеся умения и организовывать приобретение новых; формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Главное условие успеха при формировании социально-коммуникативной компетентности у учащихся с отклонениями в развитии - их непосредственное участие в ежедневной, разнообразной практической деятельности. Практическая значимость исследования и результаты работы могут быть использованы учителями-дефектологами в разработки курса «Экономика домашнего хозяйства», при проведении дополнительных занятий, уроков и факультативов по другим дисциплинам. Он нами рассматривается таким образом, что может легко использоваться другими учителями предметниками для подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащегося.


15