Выступление на методическом объединении.Тема Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения


Выступление
Сайфутдиновой Елены Владимировны,
учителя начальных классов МБОУ «Пестречинская СОШ№1»
на секционном заседании учителей начальных классов
в рамках августовской конференции
Тема заседания: Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения
Тема выступления: Организация адаптационного периода первоклассников.(Из опыта работы)
Не секрет, что проблема адаптации к новым условиям жизнедеятельности возникает у любого человека: особенно при смене места работы, места проживания, а у детей в адаптационный период она может проявиться в нарушении сна, аппетита, настроения, в повышении температуры тела, даже могут затормозиться приобретённые ранее навыки.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
На сегодняшний день в нашей школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
Организацию работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками;
Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
Мониторинг адаптации младших школьников.
Главная цель «Школы будущего первоклассника», помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводят учителя четвертых классов. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, а через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться учителю к началу учебного года.
Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание в организации успешной адаптации уделяется тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.
Выделяют 2 вида школьной адаптации:
а) Физиологическая адаптация.
б) Социально-психологическая адаптация.
По продолжительности, адаптация бывает легкой, средней и тяжелой.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
В соответствии с требованиями СанПиН , для лучшей организации адаптационного периода детей в 1-х классах, в школе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая, также внедряются элементы сингапурской методики обучения. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).
Для первоклассников после уроков  организована работа  групп продлённого дня, одну группу посещают 25 человек. С детьми работают воспитатели групп продленного дня.  Кроме прогулок и подвижных игр на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими играми в классе, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Организована внеурочная деятельность.
Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. Профессия предъявляет нам достаточно высокие требования. Ведь от степени нашего профессионализма зависит не только успешная адаптация ребёнка при поступлении в первый класс, или переходу в среднее школьное звено, но и эффективное обучение в школе, а также физическое и психическое здоровье учащихся.
Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учеб​ных заданий и, что особенно важно, разную долю нашего участия в их выполнении. Мы знаем, что многие дети в этом воз​расте могут выполнять задания только с помощью взрослого, кото​рый подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень "школьной зрелости".
Учителя нашей школы, при общении с первоклассниками, учитывают особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности обще​ния в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, ме​шающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обста​новки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие тре​буют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учи​теля. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Наши учителя используют также различные формы невербального общения. Такие как, об​нять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится, не зависимо от реальных успехов ребенка.
Мониторинг адаптации первоклассников проводился в течение первого полугодия.
По результатам наблюдений за учащимися 1 б класса, мною было выявлено следующее:
Первая группа детей, адаптировалась к школе в течение первых трех недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняли все требования. И к концу сентября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она была свойственна . - 19 ученикам, что составляет 79% учащихся класса.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптации, которая наблюдалась у 3 учеников. Что составляет 12% учащихся класса.
У двоих учащихся, наблюдались значительные трудности в учебных делах, с трудом строились отношения с одноклассниками . 9%. Эти учащиеся были взяты на особый контроль. Достичь успеха позволила системная работа с родителями. Проводились индивидуальные консультации, на которых были даны рекомендации, как помочь детям включиться в учебу, как выработать у них умение быть собранными, правильно распределять свое время, самостоятельно выполнять домашние задания.
Опираясь на педагогический опыт, были выделены Основные признаки успешной адаптации первоклассника:
•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
•Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
•Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Здесь лучше сразу обозначить границы нашей помощи и постепенно уменьшать их.
•Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
И в заключение хочется добавить, в связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению. Благодарю за внимание и желаю вам творческих успехов и вдохновения!
Притча «Урок бабочки»     Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.      Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.      Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!      Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.      А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.      Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.