Рабочая программа Мой город начальная школа


316166527305
Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №654 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла "Хореография" Кировского района Санкт-Петербурга
РАСМОТРЕНА
на заседании МО
_______________________
«___»___________2015года
СОГЛАСОВАНА
Зам. Директора по УВР
_______________________
«___»____________2015 года
УТВЕРЖДЕНА»
Директор ГБОУ СОШ № 654
_________________________
«___»____________2015 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Мой город
1-4 классы
(135часа)
Волкова Н. К.
Ургалкина С.М.
Санкт-Петербург
2015-2016учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы Изучение своего края является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться егопреобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
. Во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения российских граждан.Законодательно и нормативно это нашло отражение в последовательно принятых и реализованных программах: Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.», «Национальной доктрине образования России», Образовательной инициативе «Наша Новая школа», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС и других документах, в которых выражена образовательная политика нашей страны.
Программа внеурочной деятельности «Мой город» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального (основного) общего образования. Нормативно-правовой основой программы являются следующие документы:
•Федеральный закон от 29 декабря 2012 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
•Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010
•Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
•Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
•Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
•Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296
•Программа по созданию условий для воспитания школьников в СПб на 2011-2015 гг.
•Локальные акты учреждения:
-Положение о внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 654;
-Учебный план ГБОУ СОШ № 654 на 2015-2016 уч. Год.
Роль курса важна не столько в формировании знаний, сколько в пробуждении познавательного интереса ребенка в изучении города. Именно на этой ступени необходимо и возможно помочь ребенку полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы), понять ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.
Курс «Мой город» является фундаментом системы краеведческого образования.
Цель программы: формирование нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в окружающем их городском пространстве.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к изучению города.
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Развивать начальные краеведческие умения:
4. Развивать монологическую речь.
5. Развивать аналитические умения.
6. Создавать условия для формирования оценочных суждений.
7.Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся.
7. Создавать условия для развития навыков культуры поведения.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности реализуется в рамках краеведческого направления. Тип программы тематическая. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Программа выстроена на основе примерной программыЛ.К.Ермолаевой «Чудесный город» Программа рассчитана на 33часа в год (1класс),34ч в год(2-4 классы), 1час в неделю.Программа предусматривает следующие виды деятельности:
–чтение текста в различных источниках и на различных носителях;
–решение информационных задач (выполнение заданий и упражнений); – наблюдение за объектом изучения (историческими памятниками);
–работа со словарём;
–работа по карточкам;
–участие в эвристических беседах;
–работа с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
–участие в викторинах и конкурсах;
–подготовка викторин и конкурсов;
–изображение изученных объектов в рисунках, поделках, сказках;
–участие в инсценировках.
Программа предусматривает следующие формы организации: беседы, интегрированные занятия, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностныеигры,деловые игры, познавательные игры ;викторины; экскурсии пешеходные и виртуальные, создание театральных постановок, просмотр и обсуждение фильмов.
Программа выстроена на основе следующих принципов:
-соответствие возрастным особенностям обучающихся;
-опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
-опора на ценности воспитательной системы ОУ.
Описание места программы в структуре образовательного процесса
Содержание программы «Мой город» является важным звеном патриотическоговоспитания обучающихся.Программа внеурочной деятельности «Мой город» входит в Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихсяна ступениначального общего образованияи способствует реализации таких направлений воспитания как -воспитание гражданственности и патриотизма;
-воспитание нравственных чувств;
-воспитание экологической культуры;
-эстетическое воспитание;
-воспитание социальной ответственности.
Содержание программы проектируется преемственно с урочным компонентом ОМ.В ходе освоения программы у обучающихся формируются представления о современном городе, в котором живут дети. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Развивающая направленность программы «Мой город» реализуется на основе системно-деятельностного подхода.
Приобретаемый обучающимся социальный опыт познания, отношения, действия закладывает основы формирования гражданской идентичности. Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно-значимых ситуаций нравственного выбора и его рефлексии, самоопределением в области духовно-нравственного воспитания.
Формирование универсальных учебных действий
Участие во внеурочной деятельности программы «Мой город» способствует формированию у учащихся личностных,регулятивных, познавательных и коммуникативных учебныхдействий как основы умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия:
– оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих ценностей, российских гражданских ценностей, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
– отделять оценку поступка от оценки самого человека;
–осознавать себя гражданином России, испытывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, своего края, российского народа, историю России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
– определять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом;
– составлять план решения проблемы (задачи) совместно с педагогом;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, соотносить его с целью;
«….»
Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– добывать новые знания из различных источников (наблюдение, слушание);
– уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, группировать) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; «…»
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– оформлять свои мысли в устной речи;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;– вести диалог с собеседником, слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
– распределять и выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как воспитание подлинного гражданина, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию и направлена на воспитание ценностного отношения к СПб, как к миру особой культуры, социально- пространственной системе, несущей в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- Эмоционально-ценностное восприятие ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
В результате выполнения под руководством педагога работы в парах и групповых творческих работ, реализации элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт коммуникативных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
Овладеют начальными формами познавательных УУД – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
Получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов;
Приобретут опыт работы с простейшими информационными объектами: рисунком, схемой, видеофрагментами
Предметные:
Овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов. Научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
Уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Содержание программы
Тема 1.Мир живого города ( 9 часов).
Знакомит обучающихся с утилитарной значимостью всех частей любого города (домов, улиц, рек и каналов, садов и парков), а также исторической (дома возникли не сразу, у них есть история) и социальной (взаимосвязь города и горожан, зависимость состояния города от поведения людей).
Тема2.Удивительный Санкт-Петербург( 27 часов).
Раскрывает уникальные особенности конкретного города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер). В то же время раскрывается и ценность труда создателей СПб (главное богатство города– его жители; город хранит память об известных и безымянных жителях).
Тема 3.Блистательный Санкт-Петербург( 31 час).
Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, города военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром 1). Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
Тема 4. Эпохи и стили. От рождения до наших дней.(56часов).
Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.
Тема 5.Мой район (10часов).
Обобщает и конкретизирует пройденный материал по 1, 2, 3,4 разделам. Выявляется ценность района с позиции утилитарности (район – большая «клетка» города), городской эстетики (неповторимость убранства фасадов домов, улиц, набережных, мостов, парков и садов), его исторической и современной значимости (формирование территории района, его роль в жизни современного города) и ценности созидательного труда людей – главного богатства района и бережного отношения к нему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс
Тема раздела Тема
урока Форма занятия Виды деятельности
1 Мир живого города
(9 ч.) 1.Приглашение в путешествие. Игра «Готовимся в путешествие» Рассказ о себе.
2 Город и его
назначение Виртуальный полет над городом. Составление карты города из паззлов.
3. Город –
«живой»? Дидактическая игра « Город- деревня» Работа с карточками.
4. Дома – главные «клеточки» города. Ролевая игра. Создание дома из деталей конструктора.
5. «Руки-ноги» города – улицы, дороги. Прогулка
по одной из улиц города. Нахождение частей улицы.
6. «Сосуды»
города – реки и каналы. Виртуальная водная экскурсия. Работа с картой города.
7. «Легкие» города – сады и парки.
Прогулка по парку. Наблюдение за«жителями » парка ,его состоянием.
8.Горожане – создатели
города и хранители его «богатств». Ролевая игра. Составление правил поведения горожанина.
9.Обобщающее занятие. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов.
2.Удивительный
Санкт-Петербург.
(24ч.)
10. Имя нашего города. Работа в группах. Работа по карточкам.
11. Возраст нашего города Дидактическая игра. Работа с познавательными заданиями.
12. Герб нашего города. Эвристическая беседа Составление и раскрашивание герба.
13. Расположение СПб. Погода в городе. Виртуальный полет-путешествие. Работа с аппликацией.
14. Нева – главная река нашего города.
Виртуальное водное путешествие. Работа со словарем.
15. СПб –
город рек и
каналов. Дидактическая игра. Работа с карточками.
16. СПб – город островов. Путешествие по карте-схеме. Составление аппликации.
17. Набережные - наряд рек и каналов. Просмотр к/ф. Изображение изучаемых объектов в рисунках.
18.Петербургские мосты. Дидактическая игра. Работа с карточками.
19. «Чугунное кружево» наряда СПб Виртуальная экскурсия..Создание рисунка решетки.
20. Наряд
петербургских домов. Дидактическая игра. Работа со словарем.
21. «Зеленый
наряд»
города. Работа в группах. Создание схемы сада.
22.Животные в СПб. Работа в группах. Работа с познавательными заданиями.
23.Миф о грифоне. Игра-фантазия. Изображение сказочной истории про волшебные свойства грифона
24.Миф о Сфинксе. Эвристическая беседа. Участие в эвристической беседе.
25.Обитатели водной стихии в СПб Работа в группах. Складывание из мозаики обитателей водной стихии.
26.Сказочные животные в СПб Просмотр м/ф о Пегасе. Изображение сказочного животного.
27. СПб – город-
труженик.
Работа в группах. Решение информационных задач.
28. СПб -
образовательный и научный центр. Дидактическая игра. Работа с карточками.
29. СПб – город
театров. Театральная постановка. Просмотр театральной постановки.
30. СПб – город музеев;
город-музей Эвристическая беседа. Участие в беседе.
31. СПб – город
храмов. Работа в группах. Складывание мозаики.
32.Настоящие
петербуржцы - главное богатство города Работа в парах. Решение информационных задач.
33. Обобщающее
занятие. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2класс
Тема раздела Тема
урока Форма занятия Виды деятельности
2.Удивительный Санкт-Петербург(3ч.) 1.Части города. Виртуальная прогулка. Работа по карте- схеме.
2. Удивительные особенности Санкт-Петербурга. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов
3. Сказочный наряд нашегогорода. Просмотр к/ф. Изображение объектов в рисунках.
3. Блис-татель-ный Санкт-
Петер-бург(31 ч) 4. «Блистательный Санкт-
Петербург Виртуальная экскурсия. Нанесение на карту- схему символов города.
5. Чудесный
дворец. Просмотр слайдов. Составление аппликации.
6.Были и сказки Зимнего дворца. Работа в группах. Разыгрывание сказок.
7. «Дворец славы российской». Ролевая игра. Участие в ролевой игре.
8.Легенды Атлантов и Кариатид. Коллективный рассказ-фантазия. Изображение объектов в рисунках.
9.Легенды арки главного штаба. Дидактическая игра. Работа с аппликацией.
10.Обобщающее занятие. Игра по станциям. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
11. Петро-
павловская
крепость – первое сооружениегорода.
Виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью» Составление карты- схемы.
12. Петровские ворота. Дидактическая игра. Работа с карточками.
13.Тайны царского ботика. Работа в группах. Раскрашивание и нанесение орнамента ботика.
14.Петро-павловский собор – главная достопримечательность крепости. Дидактическая игра. Работа с карточками.
15. Жизнь и служба крепости в прошлом и в настоящем. Работа в группах. Работа с познавательными заданиями.
16.Обобщающеезанятие. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
17. Владыка морей – Адмиралтейство. Эвристическая беседа. Работа с картой-схемой.
18.Адмиралтейство – памятник архитектуры, достопримечательность, символ Санкт-Петербурга. Дидактическая игра. Работа с карточками.
19. Скульптурное убранство Адмиралтейства Игра-имитация. Разыгрывание сказки.
20. Жизнь и служба Адмиралтейства и Адмиралтейского квартала. Работа в группах. Решение информационных задач.
21.Обобщаю-щее занятие. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
22.Удиви-тельный ансамбль – Стрелка Васильевского острова. Виртуальная прогулка. Работа с картой-схемой.
23.Легенды Ростральных колонн. Работа в группах. Изображение ростры своего корабля.
24. Жизнь и служба ансамбля Стрелки Васильевского острова. Эвристическая беседа. Решение информационных задач.
25.Обобщающее занятие. Игра по станциям. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов
26.Ансамбль площади Декабристов. Виртуальная прогулка. Работа с картой схемой.
27.Медный всадник – первый памятник, установленный в России. Эвристическая беседа. Решение информационных задач.
28. Исаакиевский собор – памятник, достопримечательность, символ города. Работа в группах. Работа с аппликацией.
29.Сказка ангелов Исаакиевского собора. Составление сказки. Изображение ангелов в рисунках.
30.Легенды коринфских колонн Исаакиевского собора. Работа в группах. Работа с конструктором.
31.Обобщающее занятие. Викторина. Разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.
32-34Итоговое обобщение «Блистательный СПб» Экскурсия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3класс
Тема раздела Тема
урока Формы
занятия Виды деятельности
3.Эпохи
и стили. От рождения до наших дней.
(34ч.) 1.Вводное занятие «Блистательный Санкт-Петербург» Игра по станциям Решение информационных задач.
2. Из истории приневских земель. Жители невских берегов.
Работа с текстом.
Работа со словарем и картами.
3.Невские крепости. Практикум. Составление карты –схемы.
4.Кронштадт. Просмотр и обсуждение к/фРабота с познавательными заданиями.
5.Домик Петра Первого. Троицкая площадь. Познавательная игра « Первый гость» Театрализация
6.Петровское барокко.
Меншиковский дворец. Просмотр презентации по теме. Наблюдение за историческим памятником.
Создание карточки «Черты Петровского барокко»
7.Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. Инсценировка. Игра «Что нам могут рассказать передметы…»
8.Корабли в петровском Петербурге. Работа с текстом и иллюстрациями Составление рассказа по иллюстрации.
9.Адмиралтейство. практикум Решение информ.задач10.Экскурсия на верфь. Виртуальная экскурсия Решение познавательных задач
11.Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. Работа с текстом и иллюстрациями. Составление сообщения «Черты русского барокко»
12.Как учили детей в Петербурге 18 века. Познавательная игра Работа в группах.
Систематизация иллюстративного материала.
13. Развлечения дворян и народные гуляния в Петербурге 18-19 ввЭвристическая беседа. Участие в беседе, работа с позн.заданиями14. Михайловский замок Павла Первого. Просмотр к/ф Наблюдение и обобщение в виде небольшого рассказа с опорой на карточки
15. Из истории пожаров и наводнений в Санкт-Петербурге. Работа с текстами и иллюстративным материалом. Работа с лентой времени.
16. Триумфальные арки Петербурга.Ампир. Работа с текстом и иллюстрациями. Наблюдение, решение информ.задач.
17. Классицизм. Виртуальная прогулка Наблюдение, работа с позн.заданиями.
18. Ансамбли зодчего Росси. Работа в группах Сообщение об объекте
19.Обобщающее занятие. «Эпохи и стили» Интегрированное занятие Составление текста
20.Невский проспект – главный в Санкт- Петербурге. Виртуальное путешествие по карте-схеме. Нанесение объектов на схему, комментирование
21. Площади Невского проспекта. Работа в группах Систематизация иллюстративного и текстового материала
22. Площади Невского проспекта. Работа в группах Систематизация иллюстративного и текстового материала
23.Александро – Невская лавра – монастырь Невского проспекта, самый первый монастырь Санкт-Петербурга. Просмотр и обсуждение к/фРисунок по впечатлению
24. Казанский собор Работа с текстом Решение информ.задач25. Невский проспект –проспект разных храмов. Тайны соборов
С-Пб. Эвристическая беседа Работа со словарем
Выполнение познавательных заданий
26. Невский проспект – проспект дворцов. Работа в группах Создание карты-схемы
27. Анничков дворец – самый старинный дворец Невского проспекта. Просмотр к/фНаблюдение
Систематизация иллюстративного материала
28. Мосты Невского проспекта. практикум Составление кроссворда
29.Невский проспект – проспект магазинов. Познавательная игра Участие в инсценировке
30. Обобщающее занятие «Прогулка по Невскому» Виртуальная прогулка Выполнение позн.заданий, вопросы к викторине
31.«Мосты повисли над водами..» Познавательная игра Составление кроссворда, вопросы к викторине
32. «Твоих оград узор чугунный..»Просмотр к/фСоздание иллюстраций к альбому, вопросы к викторине
33.Театральный Петербург. Театральная площадь. Инсценировка «Мы отправляемся в театр» Участие в инсценировке.
Работа с текстовым и
Иллюстративным материалом.
34. Самые, самые… Викторина Решение кроссвордов, загадок, ребусов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4класс
Тема раздела Тема
урока Формы
занятия Виды деятельности
Эпохи
и стили. От рождения до наших дней.
22 ч 1.Петербург в начале 19 века. Петербургский стиль. Эвристическая беседа Наблюдение
2.Пушкинский Петербург. Интегриров.занятиеЧтение стихов, решение ребуса, рассуждение по рисунку
3.Дворцы и особняки на рубеже 18-19 вв. Работа в группах Наблюдение, работа по схеме. Вопросы к викторине
4.Доходные дома. Эклектика. Виртуальная экскурсия Составление рассказа от имени героя – жителя доходного дома
5.Петербург на рубеже 19-20 вв. Стиль модерн. Просмотр и обсуждение к/ф Создание орнамента в стиле «модерн» - рисунок
6.Городская жизнь в 18-19 ввЭвристич. беседа Заполнение карты-схемы
7.Транспорт в Петербурге 18-19 ввРабота в группах Решение ребусов и позн.задач8.Петербург – военная столица. Путешествие по карте Работа по карточкам
9.Чему и как учили детей в Петербурге 19 в. Интегрированное занятие Работа с текстами. Иллюстрациями, решение информационных задач
10.Пригороды Петербурга. Вступительная беседа .Работа с анкетой.
11.Стрельна Просмотр и обсуждение к/фРисунок по теме
12.Петергоф. Путешествие по карте схеме Работа с картой, текстами, иллюстрациями
13.Большой дворец и фонтаны Петергофа. Просмотр и обсуждение к/фСоздание эссе «Мой Петергоф»
14.Ломоносов (Ораниенбаум) Работа над презентацией Отбор и систематизация иллюстраций и текстового материала. Создание эссе «Мой Петергоф»
15.Пушкин(Царское Село). Виртуальная экскурсия Работа с поэтич. текстом
16. «Давай поедем в Царское Село…» Праздник
19 октября Подготовка и участие
17.Павловск Просмотр и обсуждение к/фСоставление кроссворда
19.Гатчина. Виртуальное путешествие Работа по схеме Гатчинского дворца и парка
20.Обобщающее занятие «Зеленое ожерелье Петербурга». Знакомство с презентациями. Создание презентации
«Маленькое путешествие»
21.Архитектура Петрограда – Ленинграда. Конструктивизм. Занятие-исследование. Работа в группах.
22.Ленинград – город-герой. Просмотр к/фРабота с картой. Нанесение объектов на карту – схему.
Мой район.
10 ч 23.В добрый путь! Занятие-исследование Работа с анкетой.
24. «Небываемое бывает». Познавательное событие. Работа с карточками. Картами, словарем.
25.Дорога среди усадеб. Виртуальное путешествие. Составление плана экскурсии.
26.Морские ворота города. Работа с текстом. Составление карты-схемы
27.На окраине Петербурга. Эвристическая беседа Решение информ. задач
28.Первенцы района- первенцы страны. Виртуальная экскурсия. Оформление вывода в форме памятки.
29.Город в блокаде. Фоторепортаж и участие в радиопередаче. Работа с фотодокументами и поэтич. текстом
30.Метрополитен СПб. Экскурсия по «красной» ветке Индивидуальн. сообщения
31. Проспект Стачек.
Виртуальная экскурсия Работа в группах
32. Обобщающее занятие « Район, в котором
мы живем». Знакомство с презентациями. Работа над презентацией.
33-34 Подготовка сообщений и викторин в 1-3 классах. Индивид.работа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998.
5. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г.Гаврилова, Н.Л.Григорьева, Н.Е.Абакумова, О.Ю.Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.
6. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
7. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
8. Журнал «Автобус», 1995-2009.
9. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
10.Солнцева О. В. Учебно- методическое пособие « Город- сказка ,город-быль». С-Пб. 2013.
11.Диск с мультимедийной презентацией «Встречи с Санкт- Петербургом».
12.О.И. Варганова, Ю.С.Гусельников, К.О.Битюков . Путешествия по Кировскому району. «Утро» СПб 2001.
13. Е.В.Дмитриева. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Вып.1-4 «Корона-принт» СПб 2010.
\s