Формирование духовно-нравственных ориентиров современной системы воспитания и их реализация в «Солнечном промышленном техникуме»


Формирование духовно-нравственных ориентиров современной системы воспитания и их реализация в «Солнечном промышленном техникуме»
Березина Римма Ивановна
Моя статья посвящена не устоявшимся ориентирам системы духовно-нравственного воспитания студентов среднего профессионального образовательного учреждения, а ориентирам, находящимся в динамическом развитии, постоянно обновляющимся, отвечающим современным требованиям, предъявляемым к системе образования обществом, отвечающим на современные вызовы со стороны быстро меняющегося мира, который все более становится информационным.
Система образования все еще находится в стадии реформирования. Некоторые проблемы остаются не только нерешенными, но и вовсе не поставленными. К таким проблемам в первую очередь относятся проблемы духовно-нравственного воспитания. Причины падения нравственных и духовных ценностей студенческой молодежной среды связанны со сменой идеологических ориентаций, с появлением духовного вакуума, отсутствием либо размытостью образа положительного героя, которому хотелось бы подражать.
Сейчас все более очевиден тот факт, что для того, чтобы обеспечить устойчивое будущее потребуется не только изменить мировую экономику, демографическую политику, сформировать систему разумных потребностей у людей, живущих на Земле [13, с.633] , но и востребовать для решения этой проблемы «…всего Человека…, возвратить в его, Человека, духовный обиход все некогда растраченное, вычеркнутое, преданное забвению» [14,c.10]. Еще в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию принятием итогового документа «Повестка дня ХХI века» сделана попытка описать пути решения основных проблем человечества на основе концепции устойчивого развития, которая рассматривает в единстве экологические, экономические, социальные и многие другие процессы в системе «общество-природа» [13, с.633].
Для последовательного перехода к устойчивому развитию Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»[13, с.635]. В этом документе указывается, что переход к устойчивому развитию нельзя осуществить, сохраняя нынешние стереотипы мышления [13, с.635]. Этот переход без молодых специалистов с высоким духовно-нравственным потенциалом невозможен.
В декабре 2002 года на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООО было провозглашено, что десятилетие, начинающееся с 2005 года, объявлено десятилетием образования в интересах устойчивого развития. Формирование стратегии экологизации образования предполагает переориентацию образовательных процессов в направлении устойчивого развития, повышения информированности общественности и поощрение профессиональной подготовки [2]. От состояния экологического образования и культуры зависит вопрос выживания человечества: сможет ли человек выработать механизмы «биосферосовместимости» или его ожидает деградация как биологического вида и вымирание.
Экологическое образование – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего общественного развития. Каким должен быть человек, решающий столь грандиозные задачи? Прежде всего – это должна быть личность, обладающая высоким духовно-нравственным потенциалом, так как духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью. Последняя, в свою очередь не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.Необходима разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи.
В Солнечном промышленном техникуме такой инновационной технологией с интегрированными в нее вопросами различного содержания, формами, средствами и методами в сложном процессе духовно-нравственного развития личности явилась технология духовно-нравственного воспитания через работу студентов в научном студенческом обществе «Экос». Решая проблему повышения качества образования, повышения уровня компетентности, профессионализма, а также с целью повышения мотивации к обучению и помощи всестороннему развитию студентов научное общество студентов «Экос» было основано в 2010 году и работало как кружок экологической направленности. Была разработана программа деятельности НСО «Экос» на 2010-2015 годы.
Сейчас НСО работает над различными проблемами информационного, производственного, гуманитарного, экологического характера. А начиналось все с изучения методологии научно-исследовательской работы и знакомства с необходимыми теоретическими представлениями, которые очень важны для начинающего исследователя. Научные исследования наших студентов носят как теоритический, так и практический характер. На первом этапе они знакомятся с задачами научно-исследовательской работы в ССУЗе, формируют мотивацию к постоянному пополнению знаний в исследуемой области, ведут поисковую работу. На втором этапе студенты овладевают умениями самостоятельно проводить исследования, выступать на научно-практических конференциях, участвовать на публичных защитах проектов и в акциях. На третьем этапе научно-исследовательская деятельность становиться практико-ориентированной. Студенты учатся интегрировать ранее полученные знания в области исследований с практической деятельностью на предприятии в рамках получаемой специальности.
Одной из приоритетных задач, которая ставится перед руководителями исследовательских работ и руководителями мероприятий, проводимых НСО «Экос», является задача повышения духовно-нравственного потенциала студенческой молодежи. Рассчитанная на пять лет программа выполнена и, подводя итоги, можно с удовлетворением констатировать, что технология повышения духовно-нравственного потенциала студентов через участие в деятельности НСО «Экос» работает, она является мощным инструментом формирования духовных и душевных качеств, необходимых человеку в обществе, любви к Родине, гражданственности и патриотизма, формирования чувства нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, формирования этических норм, стремления к самообразованию и саморазвитию, признания себя как части органически целого мира, имеющего разумное начало [10, с. 3].
Приведу некоторые примеры:
- декабрь 2014 г. Студентка четвертого курса специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» Баженова В. участвовала в межрегиональной конференции «Шаг в будущую профессию», которая проходила в городе Якутске. Для участия в конференции была выполнена работа «Оценка вредного воздействия отходов горнорудного производства Солнечного ГОКа на природу и возможного негативного влияния на здоровье жителей пос. Солнечного». Получен Диплом II степени. Проводя исследования, студенты проделали большую работу краеведческого характера, взаимодействовали при решении различных вопросов на разных этапах исследования со специалистами отдела экологии районной Администрации, представителями предприятия, сотрудниками отдела по обработке статистической информации по Солнечному району и т.д. Исследуя проблему пыления хранилища отходов Солнечного ГОКа, и, желая помочь своему родному поселку обрести чистое небо и чистый воздух, студенты обратились в письме к Президенту России с просьбой помочь в решении экологической проблемы своей малой Родины. Изучив труды академика Д.С. Лихачева, они стали отчетливо понимать, что проблемы экологии следует рассматривать с точки зрения нравственности и духовности. «Из миллионов разновидностей живых существ на земле только человек может говорить и обладает разумом …, человек не только нравственно отвечает за всех живых и за все мертвое, лишенное осмысленной «умной» речи, но и морально обязан за них говорить, защищать их права и интересы. Человек – носитель самосознания вселенной» [10, с. 3-4]. В статье Феликса Разумовского, с которой студенты ознакомились в ходе исследования, читаем: «Сложилось это издревле, изначально: то, во что верил человек, то и светило ему в красках пейзажа, то и созерцал он в природе своим ландшафтным зрением или, как говорили в старину «умными очами»». Образ земли жил в душе русского человека, он способен был за видимостью вещей ощущать их духовный смысл. Была написана и опубликована в районной газете «Солнечный меридиан» статья «Экология и нравственность».
- 2010 год – краевой конкурс «Эколидер». Получено благодарственное письмо Министерства природных ресурсов Хабаровского края.
- 2011 год – краевой конкурс творческих работ «Рабочая профессия – старт покорения космоса». Получен диплом 1 степени . Для участия в конкурсе студентом четвертого курса специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Бухманом Н. написана научно-популярная статья «Нанотехнологии сближают науки и профессии». В статье были рассмотрены и проанализированы во взаимосвязи два направления:
1) Какими качествами личности должен обладать выпускник учреждения среднего профессионального образования, чтобы профессия стала для него делом всей жизни и принесла конкретную пользу обществу;
2) Каким образом инновационные технологии (нанотехнологии) в производстве материалов и устройств сближают строительную, автомобильную и космическую отрасли.
Особое внимание в ходе исследований было уделено экологической безопасности инновационных материалов – наноматериалов. Обсуждались так же и этические проблемы, которые c развитием нанотехнологий будут только усложняться [15, с. 298].
- 2012 год – краевой конкурс «Моя Родина – Дальний Восток», организованный Фондом поддержки молодежных инициатив «Татьянин день». Диплом 1 степени. студентка 4 курса специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» выполнила научно-исследовательскую работу «Экологические аспекты выживания малочисленных народов Дальнего Востока на примере села Кондон»». Работа над данным проектом неизбежно пробуждает чувства патриотизма, любви к родному селу, тесной взаимосвязи проблемы выживания коренных народностей села Кондон и проблемы сохранения экологии, сохранения возможности заниматься традиционными видами хозяйственного промысла, сохранения культурного наследия.
-2012 год – участие и победа в краевом этапе восьмой Всероссийской олимпиады научных студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в номинации «Работа общественных объединений по профилактике наркомании». Студенты члены НСО «Экос» провели тренинги «Я – лидер» для учащихся 9-х классов МОУ СОШ №2 п. Солнечный, Хабаровского края, c целью формирования у будущих абитуриентов привлекательного образа студента-исследователя и формирования у школьников активной положительной жизненной позиции.
-2012, 2013 годы – участие во Всероссийском конкурсе экологических акций «100 шагов до Арктики», организованном компанией Panasonic Россия при поддержке Всемирного фонда дикой природы WWF. Получены дипломы участников и памятные сувениры. Занимаясь исследовательской деятельностью, студенты убедились, что нарушение экологии в отдельно взятом регионе неизбежно приводит к нарушениям экологии в масштабе всей Земли. Формируется совершенно новое чувство нравственной ответственности перед будущими поколениями.
- 2013 г. – научно-практическая конференция «В.И. Вернадский – великий ученый и мыслитель», которую подготовили и провели совместно с Центральной районной библиотекой и Краеведческим музеем Солнечного района студенты научного общества. В конференции приняли активное участие представите6ли работодателей (ООО «Правоурмийское») и представители Отдела промышленности, природопользования и охраны окружающей среды Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края. Студенты изучали биографию, труды В.И. Вернадского, его учение о ноосфере. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни…» [6, с. 184].В студенческой среде формируется осознание того, что «и отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания себя как части природы и части культуры» [10, с. 4].
-2014 год – Программа деятельности научного студенческого общества «Экос» на 2010-2015 годы и отчет о реализации программы представлены на престижном конкурсе – «Международный проект: «Экологическая культура. Мир и согласие» в номинации «Экологическое образование». Этот конкурс реализованных проектов был организован неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского. Став призером конкурса, я получила памятный приз и денежную премию.
В заключении хочу сказать, что деятельностный подход, самообразование и самообучение в ходе работы студентов в НСО «Экос» формируют устойчивые нравственные убеждения и качества. С понятием «нравственность» неразрывно связано и понятие духовность» [15]. Духовная жизнь ни есть отражение какой-либо реальности, она есть сама реальность» - пишет Бердяев. К признакам духа Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним.
Наряду с такими ориентирами духовно-нравственного воспитания как патриотизм, гражданственность, при организации работы со студентами НСО «Экос» я выделяю следующие:
1. Мир представляет собой органическое целое. Человек не противостоит природе: он сам – неотделимая часть природы. [10, с.3]
2. Человек часть создаваемой тысячелетиями культуры. [10, с.4]
Культурные ценности необходимо сохранять.
3. Человек, как носитель духа не может жить в биосфере, не знающий ни добра, ни зла; «область существования живого вещества» (В.И. Вернадский) в своем изначальном природном виде воспринимается им как пустыня… [14, с.13]. Человек должен возделывать землю, служить Земле.
4. Мир в результате деятельности техники-искусства или искусство-техники должен стать полностью совершенным и совершенно полным с сохранением всего лучшего, что в нем было…[10, с.7].
Список литературы
Российская федерация. Законы. Об охране окружающей среды : федеральный закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001г. // Российская газета. – 2002. – №6.
Федеральное собрание РФ. Законодательное обеспечение экологического образования и формирование экологического сознания. Международная конференция : решение Совета Федерации, 23.03.2006. [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecoindustry.ru/NEWS/view/7490.html
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // Организация Объединенных наций. – Рио-де-Жанейро. – 1992. – 14 июня.
Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности и принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс].
URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=67
Алиева, И. Е. Воспитание активной гражданской позиции студентов / И. Е. Алиева // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – 2007. – №6.
Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский; сост., вступ.ст., коммент. : М. С. Бастраковой, И. И. Мочалова, В. С. Неополитанской. – Москва : Сов. Россия, 1989. – 704 с.
Гумилевский, Л. И. Вернадский / Л. И. Гумилевский. – 3-изд. – Москва : Мол. гвардия, 1988. – 255 с. : ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып.6 (325)).Лихачев, Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. – 2-е изд., доп. – Москва : Сов. Россия, 1984. – 64 с.
Лихачев, Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. – Санкт-Петербург : Logos, 1999. – 672 с.
Лихачев, Д. С. Экология – проблема нравственная / Д.С. Лихачев // Наше наследие.– 1991. – №1(9). – С.3-9 : цв. ил.
Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума / Н. Н. Моисеев. – Москва : Языки рус. культуры, 2000. –224 с.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-изд. испр. – Москва : Астрель, Оникс, 2012. – 640 с.
Протасов, В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие / В.Ф. Протасов. – 3-е изд. – Москва : Финансы и статистика, 2001. – 672 с.
Разумовский, Феликс. Земля взывает к истине / Ф.Разумовский // Наше наследие.– 1991.– №1 (19). – С. 10-19.
Фостер, Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности / Л. Фостер. – Москва : Техносфера, 2008. – 352 с.