Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы Из опыта работы по реализации ФГОС

Из опыта работы по реализации ФГОС
Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой.
Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, говорить, мыслить и пр. Но с позиции ФГОС я теперь понимаю и принимаю это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать им можно только то, что имеешь сам. Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», что очень сделать трудно, особенно тем, кто проработал по традиционной системе образования много лет. Всем понятно, что нужно что-то менять в своей педагогической деятельности.
Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого, во-первых, я прошла курсы по внедрению фгос и затем, во-вторых, уже появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС, а уже потом стараться применять на практике то, что услышала, увидела на курсах и что прочитала сама.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них мы применяем давно на своих уроках, даже не зная, как они называются.
Теперь я стараюсь чаще использовать на своих уроках так сказать «новые» эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.
К примеру: «Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Например, на уроке литературы при изучении любого художественного произведения я задаю вопрос: « А как бы вы поступили в данной ситуации». И можно услышать разные ответы, когда дети начинают каждый по-своему мыслитьВ принципе мы все литераторы этот вопрос задавали и раньше.
Приём «актуальность» (Познавательные УУД)
Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Например, урок русского языка по теме « Стили русского языка»
- Где мы можем использовать изученные книжные стили? (Например, официально-деловой - в банке при оформлении различных документов. Художественный стиль - при написании стихотворения или другого произведения. Публицистический - когда будем писать статью в газету и т.д.)

Также использую на уроках метод создания проблемных ситуаций. Кстати этот метод использовался и раньше, но чаще всего в старших классах.
На уроках русского языка и литературы чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающим на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Кстати, формулировать тему на урок пятиклассники умеют и легко это делают, если правильно подвести их.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах и в группах. Но признаюсь честно, что такой вид работы пока использую не часто, особенно работу в группах. И наверное, всем понятно, почему. Во-первых, детей много, получается много групп. Во-вторых, слишком шумно, поэтому прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с основными правилами работы в группе и паре. Но добиться хорошей продуктивной работы в группе не всегда получается. Иногда возникают споры, обиды, особенно при оценивании. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.
Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, когда слышат неправильный ответ и сами задают теоретический вопрос по пройденным темам. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника и в то же время можно видеть домашнюю теоретическую подготовленность учащихся.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью. Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Например, в последние дни перед каникулами познакомила детей с понятием синквейна. Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях любого урока:
Сначала заинтересовало всех это французское слово.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Синквейн – это малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке  два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 3. Примеры синквейнов:

Русский язык
Живой, могучий, красивый,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Познание.
А потом каждый составил свой синквейн по любой теме. И что я заметила, что дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и знанием легко и творчески это делают, поэтому данный вид работы буду использовать на уроках и русского языка, и литературы.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. И самое главное, что за 2-3 минуты учитель может проверить и услышать ответы больше половины класса учащихся.
Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др. (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется побыстрее объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых, по русскому языку мы пользуемся рабочими печатными тетрадями, которые экономят наше время на уроке и которые можно быстро проверить не только учителю, но и самим детям в парах, что они очень любят делать. Во-вторых, пользуюсь диском к учебникам литературы и русского языка, на котором есть и теория, и практические задания. Дети любят работать на компьютере. (2-3 ученика за урок можно проверить). В-третьих, показателем грамотности являются диктанты (и контрольные, и словарные), которые проводятся в соответствии с планированием.
15