Урок музыки в 5 классе История древней арфы и китайского циня


-Добрый день, ребята! Я приветствую вас на нашем уроке, давайте поприветствуем друг друга распевкой «1,2,3, я и ты»
(звучит фрагмент звучания арфы)
- Ребята, как вы думаете, как называется инструмент, который вы слышите? (варианты ответов). Сегодня мы узнаем историю этого необычного инструмента. Считается, что прародителем арфы был лук с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы

Посмотрите на карту-это древняя страна Месопотамия, город Ур, именно там в1929 году археологи нашли древнейшую арфу  при раскопках этого шумерского города - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. В древнем Египте жрецы использовали арфу в своих ритуалах

Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке.

 В древнем Китае музыка была тесно связана с устройством мира.

Музыкальная культура Китая богата различными инструментами, но особо выдающимся среди них следует считать цитру цинь, которая использовалась для исполнения изящной музыки.

Цинь  — общее название ряда струнных музыкальных инструментов, распространённых в Китае. Верхняя дека циня символизирует небо, а нижняя – землю. Раньше на цине было пять струн, каждая из которых была связана с пятью стихиями-деревом, огнем, землей, водой и металлом.

Теперь на цине семь струн: шестую струну натянули, чтобы она могла оплакивать погибших людей, седьмую- чтобы она могла одушевлять воинов в сражениях.  В древности струны для нее изготавливались из сплетенных нитей шелка особого качества и были достаточно прочными.

Важен был порядок струн. Сыма Цянь указывал, что струна, издающая тон гун , помещается в середине пятеричного набора, чем уподобляется «правителю». Струна с тоном шан – с правой стороны от нее. Остальные струны размещаются «не нарушая своего порядка» и в отношении «правителя и слуги». Считалось, что звучание каждой струны могло вызвать определенное эмоционально-нравственное состояние. Согласно Сыма Цяню, «слушая мелодию в тоне гун , люди становятся кроткими, спокойными и более широкими [во взглядах]; слушая мелодию в тоне шан , люди становятся прямыми и строгих правил, любящими справедливость; слушая мелодию в тоне цзюэ , люди становятся чувствительными к страданиям других и человеколюбивыми; слушая мелодию в тоне чжи , люди начинают радоваться хорошему и любят оказывать благодеяния; слушая мелодию в тоне юн , люди становятся собранными, соблюдающими порядок и проявляют любовь к обрядам» (пер. Р.В. Вяткина, 1986).

Пять струн ранней формы цинь ассоциировались с пятью стихиями, а позже семь струн стали связываться с семью днями недели. Согласно традиции, количество шелковых нитей, используемых в струнах, было строго предписано и исходило из теории люй - люй, в которой соответствующие числа задавали математические отношения между нотами. Начиная с самой толстой струны фигурировали числа: 108, 96, 81, 72, 64, 54, 48. На практике, разумеется, не только не соблюдалась такая точность, но и вообще использовались совершенно другие ориентиры. Реально количество нитей, из которых сплетались струны, доходило порой до 240. Если представить себе, что арфа умеет говорить, то было бы интересно задать ей вопрос: «А есть ли у вас, прекрасная, сестры»? И, наверняка бы, она ответила:« - Вот, моя милая сестричка, подруга детских лет. Древние греки ее звали Лира». Согласно греческому мифу, первую лиру изобрел младенец Гермес.

Он взял пустой панцирь черепахи, приладил к нему по обе стороны коровьи рога и поперечную перекладину, и натянул три струны. Авантюрное продолжение этого мифа повествует о том, как Гермес умыкнул стадо, которое пас Аполлон, и затем выменял это стадо на свое изобретение, лиру, к которой Аполлон добавил четвертую струну. (Этот миф пересказывается даже в «Скрипичной школе» Леопольда Моцарта, изданной в 1756 году!)
-А это тоже моя родная сестра по имени Кифара - возможно продолжила бы рассказывать Арфа.


Кифара - один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны. 
- У меня есть еще одна родная сестра по имени Лютня - продолжала бы свой рассказ Арфа.
- У нее, как и у меня, звук извлекался с помощью плектра,- так бы , наверное, говорила бы с нами Арфа.

- Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самое древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы. Особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы - барды - пели под ее аккомпанемент свои саги.
С распространением более громкого и простого в обращении клавесина, арфа утратила популярность и вернула ее лишь в конце 18 в., когда фортепиано, в свою очередь, одержало верх над клавесином.
Около 1660 года в Тироле изобрели первую арфовую механику с крючками; на колковой раме около каждой струны были ввинчены железные крючки, которые при повороте, прикасаясь к струне, укорачивали ее, и благодаря этому происходило повышение звука на полтона. Так был сделан крупный шаг к расширению возможностей и первый на пути к усложнению механизма арфы.
В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар.

Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы. Он создает арфу, обладавшую несравненно большими выразительными возможностями и техническими ресурсами, более сильным и полным звуком, а главное – возможностью играть во всех тональностях мажора и минора. Новый инструмент, получивший название арфы двойного действия, оказался настолько удачным, что основа его конструкции сохраняется и в современных арфах.
— И последний вопрос Арфе: где вы сейчас работаете?— В симфоническом оркестре, также люблю выступать на концертной эстраде сольно . Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле — если нужно кому-то аккомпанировать. . .Арфа в оркестре занимает особое положение.

Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Еще со времен своего рождения, она почти никогда не играла  мелодий, была не сольным, а аккомпанирующим инструментом. Под ее аккомпанемент пели певцы, исполняли мелодии на других инструментах -флейте, скрипке, виолончели. Она может  изображать и тихое дуновение ветерка и грозные бури. Но в то же время она так нежна, что все громоподобные инструменты умолкают при первых звуках ее дивного голоса.
И хотя родилась она давно, но до сих пор остается всегда молодой и прекрасной.Итак: Арфа имеет форму треугольника, составными частями которого являются:
Резонаторный корпус-ящик длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося к низу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя — закруглённая с одной стороны; он снабжен плоской декой (нижняя полукруглая часть изготовляется из клёна (на недорогих моделях — из фанеры твёрдых лиственных пород), а верхняя плоская из ели, причём в середине её по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твёрдого дерева с пробитыми отверстиями для пронизывания жильных струн).
Колонна.
Колковая рама, на которой закрепляются струны.
Основание — опора арфы.
Педальная арфа также имеет главный и педальный механизмы. Имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху. Струны ноты До имеют красный цвет, Фа — синий или чёрный
Цинь  общее название ряда струнных музыкальныхинструментов, распространённых в Китае. Наиболее известны семиструнный цинь  . По одной из легенд, цинь изобрел HYPERLINK "http://www.synologia.ru/a/%D0%A4%D1%83-%D1%81%D0%B8"Фу-си, а HYPERLINK "http://www.synologia.ru/a/%D0%A5%D1%83%D0%B0%D0%BD-%D0%B4%D0%B8"Хуан-ди ее усовершенствовал. Ее продолговатый деревянный фигурный корпус состоит из верхней и нижней дек, немного сужающихся к одному концу (по левую руку от исполнителя). В нижней деке имеются два резонаторных отверстия и колки для натягивания струн. Первоначально цинь имела пять струн, но ее более поздняя форма, которая существовала уже в эпоху Чжоу, была семиструнной. В древности струны для нее изготавливались из сплетенных нитей шелка особого качества и были достаточно прочными.