Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс профильное обучение к учебнику Мякишева

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе (профильный уровень)
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
Составлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений «Физика 7-11кл. Астрономия-11кл», рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ. М.;Дрофа.2010г.
Автор программы Г.Я.Мякишев.
Учебник «Физика -11». Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев ( М.: Просвещение, 2010)


Раздел и тема раздела
Требования к уровню
подготовки учащихся
Коли-чество часов
Сроки
проведения
Особые
формы
контроля

I. Основы электродинамики (продолжение)
24




Магнитное поле
12



1.
1.Стационарное магнитное поле
Знать:
понятия
магнитное поле, характеристики МП., свойства
законы и правила:
Ампера, Лоренца, Буравчика, левой руки для тока, левой руки для скорости частицы в МП.
Формулы:
Fa=IBlsinа, Fл=qBvsinа
применять: правило буравчика для определения направления силы тока и линий индукции магнитного поля, правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца, тока и скорости частиц в МП.




2.
2.Решение задач на правило буравчика





3.
3.Сила Ампера





4.
4.Л.р.№1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»



Л.р. №1 «Наблю-дение действия магнитного поля на ток»

5.
5.Сила Лоренца





6.
6.Решение задач по теме «Сила Лоренца»





7.
7.Магнитные свойства вещества





8.
8.Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле»





9.
9.Зачет по теме «Магнитное поле»
решать задачи:
на движение и равновесие заряженных частиц в магнитном поле;
производить расчеты:
силы Ампера и силы Лоренца, заряда, массы, скорости, энергии частиц, находящихся в магнитном поле.


Зачет

10.
10.Контрольная работа по теме «Магнитное поле»



Контрольная работа по теме «Магнитное поле»

11.
11.Коррекция знаний по теме «Магнитное поле»





12.
12. Резерв






Электромагнитная индукция
12



13.
1. Явление электромагнитной индукции
Знать:
понятия: индукция МП, магнитный поток, магнитная проницаемость, электромагнитная индукция, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле;
законы и правила: ЭМИ, правой руки для ЭДС индукции; правило Ленца
Формулы: ЭДС, магнитный поток

Уметь:
применять
правило правой руки по определению направления ЭДС индукции;
решать задачи:
на расчет ЭДС индукции, индуктивности, магнитного потока, работы магнитного поля;





14.
2. Индукционное (вихревое) электрическое поле





15.
3.Направление индукционного тока.
Правило Ленца





16.
4. Решение задач на применение правила Ленца





17.
5. Л.р. « Изучение явления электромагнитной индукции»



Л.р. №2 «Изуче-ние явления электромагнитной индукции»

18.
6. Закон электромагнитной индукции





19.
7.Решение задач на закон электромагнитной индукции





20.
8. Вихревые токи и их использование в технике





21.
9. Явление самоиндукции. Индуктивность





22.
10. Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция».



Зачет

23.
11. Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция»



К.р. по теме «Электромагнит-ная индукция»

24.
12. .Коррекция знаний по теме «Электромагнитная индукция»





II. Колебания и волны

31




Механические колебания
Знать:
понятия:
свободные и вынужденные колебания; гармонические колебания, превращение энергии при гармонических колебаниях, резонанс.
Формулы: уравнение движения маятника, уравнение гармонических колебаний, энергии, периода колебаний.
устройство и принцип действия: математический и пружинный маятник, ухо, автоколебательная система,
читать и строить графики:
колебаний х=х(t).
рассчитывать: амплитуду, период, частоту, массу маятника, жесткость пружины, используя формулу ускорения свободного падения и длины маятника.
число колебаний, время колебаний, период колебаний, ускорение свободного падения с помощью м.м., длину маятника.

Знать: понятия: электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, трансформатор, волна, электромагнитная волна;
 формулы: Уравнение свободных электромагнитных колебаний, сопротивления в цепи переменного тока
устройство и принцип действия: конденсатор, колебательный контур, радиоприемник, радиолокатор, радиотелескоп; 
читать и строить графики волн;
 рассчитывать:   скорость распространения волны, параметры колебательного контура.
измерять:скорость распространения волны

7



25.
1.Свободные и вынужденные механические колебания





26.
2. Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника.





27.
3.Гармонические колебания





28.
4.Решение задач с использованием характеристик пружинного и математического маятников.





29.
5.Л.р. №3.»Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»



Л.р. №3 «Опреде-ление ускорения свободного паде-ния при помощи маятника»

30.
6. Превращение энергии при гармонических колебаниях.





31.
7.Вынужденные колебания. Резонанс



Самостоятельная работа


Электромагнитные колебания

11



32.
1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания





33.
2. Аналогия между механическими и электрическими колебаниями





34.
3.Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом контуре





35.
4.Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»





36.
5.Переменный электрический ток





37.
6.Сопротивления в цепи переменного тока





38.
7. Сопротивления в цепи переменного тока





39.
8. Решение задач на различные виды сопротивлений в цепи переменного тока





40.
9. Решение задач на различные виды сопротивлений в цепи переменного тока



Самостоятельная работа

41.
10.Резонанс в электрической цепи





42.
11. Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе.






Производство, передача и использование электрической энергии

2



43.
1. Трансформаторы.





44.
2. Производство, передача и использование электрической энергии



Урок-семинар


Механические волны

4



45.
1. Волна. Свойства волны. Основные характеристики





46.
2. Волна. Свойства волны. Основные характеристики





47.
3.Звуковые волны





48.
4. Решение задач на свойства волн



Самостоятельная работа


Электромагнитные волны

7



49.
1.Опыты Герца





50
2. Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи





51.
3. Современные средства связи



Урок-конференция

52.
4. Современные средства связи





53.
5.Обобщающе-повторительное занятие по теме «Колебания и волны»





54.
6.Зачёт по теме «Колебания и волны»



Зачет

55.
7..Контрольная работа по теме «Колебания и волны»



К.р. по теме «Колебания и волны»

III. Оптика
Знать: понятия: свет, корпускулярно-волновой дуализм, отражение и преломление света, полное отражение, зеркала, линзы, фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение, интерференция, дифракция, поляризация и дисперсия света,
законы: принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, полного отражения, принцип постоянства скорости света в вакууме, формула тонкой линзы; практическое применение: интерферо-метр, просветление оптики, дифракционная решетка, поляроиды;
Уметь: строить: изображение предмета в зеркалах и линзах, системе "линза-зеркало", чертить ход  лучей при отражении, преломлении и полном отражении света;
вычислять: фокусное расстояние, оптическая сила, линейное увеличение линзы, расстояние от объекта до линзы, расстояние от линзы до изображения; условие max и min интерференции и дифракции, период решетки, длину волны света;
пользоваться: дифракционной решеткой для определения длины световой волны, стеклянной призмой для определения показателя преломления света.
Знать : понятия:
относительность движения, тело отсчета, система отсчета, относительность одновременности, относительность расстояний, релятивистская динамика,
законы:
постулаты теории относительности, релятивистский закон сложения скоростей, зависимость массы и энергии от скорости, формула Эйнштейна;
Уметь: решать задачи:
на применение основных следствий СТО: определение возраста космонавтов, продолжительности процесса в ПСО, определение собственных размеров тел, на определение массы и энергии  тела, движущегося со
·
· с.
Знать: понятия: источник света, излучение, тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция, спектр, непрерывный, линейчатый, полосатый спектры, спектр излучения и поглощения, спектральный анализ, спектроскоп, ИК и УФ излучение
 устройство и принцип действия:
спектроскоп, спектрограф, рентгеновская трубка, приборы ночного видения.
Уметь: объяснить: природу и характерные отличия  спектров излучения и спектров поглощения, назначение спектрального анализа в технике; пользоваться:
спектроскопом для изучения состава различных исследуемых веществ.
29




Световые волны

18



56-57.
1-2.Введение в оптику





58.
3. Методы определения скорости света





59.
4. Основные законы геометрической оптики





60.
5.Явление полного отражения света. Волоконная оптика





61.
6. Решение задач по геометрической оптике





62.
7.Линзы.





63.
8.Формула тонкой линзы





64.
9. Решение задач по геометрической оптике





65.
10.Л.р.№4 «Измерение показателя преломления стекла»



Л.р.№4 «Измере-ние показателя преломления стекла»

66.
11.Л.р. №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»



Л.р. №5 «Опреде-ление оптической силы и фокусного расстояния соби-рающей линзы»

67.
12.Дисперсия света





68.
13.Интерференция волн.





69.
14.Дифракция механических и световых волн.





70.
15.Поперечность световых волн. Поляризация света.





71.
16. Решение задач на волновые свойства света





72.
17.Л.р. №6 «Измерение длины световой волн»



Л.р. №6 «Измере-ние длины световой волны»

73.
18. Л.р. № 7 Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света



Л.р. № 7 Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света


Элементы теории относительности

4



74.
1. Элементы теории относительности. Постулаты Эйнштейна





75.
2.Элементы релятивистской динамики





76.
3. Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы теории относительности»





77.
4. Обобщающе-повторительное занятие по теме и коррекция знаний по теме «Элементы теории относительности»



Самостоятельная работа


Излучение и спектры

7



78-79.
1-2. Излучение и спектры. Шкала ЭМ излучений





80.
3. Решение задач по теме
«Излучение и спектры»
Л.р. №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»



Л.р. №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

81.
4. Обобщающе-повторительное занятие по теме «Оптика»





82.
5. Зачет по теме «Оптика»»



Зачет

83.
6. Контрольная работа по теме «Оптика по теме «Оптика»»



К.р. по теме «Оптика по теме «Оптика»»

84.
7. Коррекция знаний по теме «Оптика»»







IV. Квантовая физика

33




Световые кванты
Знать: понятия:
Фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, атомное ядро, ядерные силы, энергия связи, радиоактивность, радиоактивный распад, период полураспада, изотопы, ядерные реакции, цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, гипотеза М. Планка о квантах, гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц, модели строения атомного ядра. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер, элементарные частицы, фундаментальные взаимодействия
законы:
связь массы и энергии; законы фотоэффекта; постулаты Бора; правило смещения, закон радиоактивного распада;
 механизм:
излучение и поглощение света атомом, деления массивных ядер, цепная реакция деления ядер урана, термоядерная реакция;
 практическое применение:
фоторезистор, фотоэлемент, фотография, лазер, детекторы; ядерные реакторы, ТОКОМАК.
Уметь: определять:
число нуклонов в ядре, продукты ядерных реакций, энергетический выход реакции, знак заряда и направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях;
 рассчитывать:
дефект массы атома, энергию связи ядра атома, красную границу фотоэффекта, импульс, массу и энергию фотона, энергию фотоэлектронов при фотоэффекте, период полураспада ядер атомов образца, времени распада, числа распавшихся ядер;
 чертить схему:
атома химического элемента;
 объяснять:
+ и – ядерных моделей, принцип действия детекторов, механизм возникновения ядерных сил;
 записывать:
уравнение ядерных реакций, формулы для расчета энергии связи и удельной энергии связи ядра.

7



85.
1.Зарождение науки, объясняющей квантовые свойства света





86.
2. Законы фотоэффекта





87-88.
3-4. Решение задач на законы фотоэффекта





89.
5.Фотоны. Гипотеза де Бройля





90.
6.Применение фотоэффекта на практике.





91.
7.Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света






Атомная физика

8



92.
1.Строение атома. Опыты Резерфорда.





93.
2.Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.





94-95.
3-4.Решение задач на модели атомов и постулаты Бора.





96.
5.Лазеры.





97.
6. Обобщающе-повторительное занятие по темам «Световые кванты » и «Атомная физика»





98.
7. Зачет, контрольная работа по темам «Световые кванты » и «Атомная физика»



Зачет по темам «Световые кванты » и «Атомная физика»

99.
8. Коррекция знаний по темам «Световые кванты » и «Атомная физика»






Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

18



100.
1.Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.





101.
2. Л.р. № 9 Изучение трека заряженных частиц по готовым фотографиям.



Л.р. № 9 Изучение трека заряженных частиц по готовым фотографиям.

102-103.
3-4.Радиоактивность.





104.
5.Законы радиоактивного распада.





105
6. Решение задач на закон радиоактивного распада





106.
7. Состав ядра атома.





107.
8.Энергия связи атомных ядер.





108.
9.Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.





109.
10.Цепная ядерная реакция. АЭС.



Урок-конференция

110.
11.Решения задач на законы физик и ядра.





111.
12. Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.





112-113.
13-14.Элементарные частицы.





114.
15. Обобщающе-повторительное занятие по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»





115.
16. Зачет по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»



Зачет

116.
17. Контрольная работа по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»



К.р. по теме «Физика атомного ядра. Элементар-ные частицы»

117.
18. Коррекция знаний по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы»





V. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества
3



118.
1.Физическая картина мира
Знать: Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.  Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.




119.
2.Физика и НТ революция





120.
3.Физика как часть человеческой культуры





VI. Строение и эволюция Вселенной

121-122.
1-2. Небесная сфера. Звездное небо

Знать: понятия: небесная сфера, надир, афелий, перигелий, зенит, горизонт отвесная линия полуденная линия;
Гипотезы происхождения и эволюции галактик и систем, подобных нашей планетарной системе, основные закономерности таких систем.
законы: Кеплера, смещения Вина; строение Солнечной системы;
Луна - единственный спутник Земли;
Солнце – звезда; физическая природа звезд;
Источник энергии и внутреннее строение Солнца.
Состав, строение и вращение Галактики и движение в ней звезд
15



123.
3. Законы Кеплера





124
4. Определение расстояний в астрономии





125.
5. Строение Солнечной системы





126.
6. Система Земля  Луна





127
7. Физика планет земной группы





128
8. Физика планет-гигантов





129.
9. Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение





130.
10. Физическая природа звезд





131.
11. Наша Галактика





132.
12. Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение





133.
13. Жизнь и разум во Вселенной





134-135.
14-15.Применение законов физики в астрономических процессах





VI. Обобщающее повторение
20



136- 140
Механика

5



141-145
Молекулярная физика и термодинамика

5



146- 150
Электродинамика

5



151-155
Квантовая физика

5

Итоговое тестирование

156-170
VII. Лабораторный практикум
15

Зачет


15