Конспект урока. Интегрированный урок. 1 класс. Литературное чтение и музыка.


Открытый урок
Учитель – Подорова Светлана Васильевна
Класс – 1 «а»
Предмет – литературное чтение и музыка
Дата проведения – 1.04.2015
Тема урока – Обобщение раздела «Попрыгать, поиграть»
Тип урока - рефлексии
Вид урока - интегрированный
Цели урока.
Образовательные:
1) актуализация информации о детской литературе;
2) расширение представлений школьников о произведениях, посвященных играм;
3) познакомить учащихся с творчеством П.И. Чайковского
Развивающие:
1) формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
2) формировать различные виды мышления, памяти, внимания и речи;
3) развитие познавательного интереса, желание интеллектуальной деятельности;
4) развивать интерес к изучению литературы, музыки через самореализацию в творческой деятельности, саморазвитие личности;
5) развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
6) развитие умения слушать музыку;
7) развивать представления о связи  музыкальных  и  литературных  произведениях.
Воспитательные:
1) воспитание ценностного отношения к книге;
2) воспитание умения работать сообща, согласовывать свои действия;
3) воспитывать уважение к чужому мнению;
4) воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная;
групповая;
работа в парах.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, игровой метод, групповая и парная работа, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческий, беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка Средства обучения: иллюстрации, использование ИКТ, учебники, классное оборудование.
Образовательные технологии обучения: личностно-деятельностная, игровая, объяснительно-иллюстративная.
План-конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; языковая разминка. Дорогие ребята, прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
Слайд 1
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.
-Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.
Читают хором стихотворение.
Улыбаются друг другу и учителю.
Личностные УУД:
-формировать интерес к изучению предмета.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Самооценка 2.Актуализация знаний
Урок сегодня необычный: будем не только говорить, читать стихи, но и петь, слушать классическую музыку.
3. Пробное учебное действие.
Несколько уроков назад мы начали изучать новую науку. Как она называется?
Вы получили новый учебник, как он называется?
Почему его так назвали?
Мы уже прочитали первый раздел учебника, и убедились насколько эта книга светлая, веселая, как солнышко.
Как называется этот раздел?
Слайд 2
Почему его так назвали?
Завершаем работу над разделом «Попрыгать, поиграть»
О чем мы читали?
Тема урока?!
Какую цель мы перед собой поставим?
Слайд 3
Понравились ли вам произведения? Какие? Почему?
Я знаю, что многие ребята нашего класса даже выучили полюбившиеся стихи по собственному желанию, давайте их послушаем.
Слайд 4,5,6
Спасибо за выступление. Вы потрудились. Как оцените свою работу? Выберите смайлик. (Желтый, красный, зеленый смайлики расположены на столе учителя)
Только ли стихи встретились нам в разделе?
Какие рассказы мы прочитали?
Слайд 7,8
С какими сказками мы познакомились?
Слайд 9, 10
Игра
Игра: «Во что играют герои произведений?»
Литературное чтение
«Капельки солнца»
Чтение – свет. Будешь много читать – будешь много знать.
«Попрыгать, поиграть»
В этом разделе произведения об играх, об игрушках.
«Попрыгать, поиграть»
Ответы детей.
«Попрыгать, поиграть»
Вспомнить все, что изучили.
Дети читают понравившиеся стихи наизусть.
Выбирают нужный цвет, по необходимости комментируют.
Ответы детей.
Регулятивные УУД:
- самооценка и самоконтроль.
Познавательные УУД:
-обобщение ранее изученных знаний.
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической речью;
- умение выразительно читать стихи.
3.Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний
Цель этапа:
самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Самооценка Проверим, как вы запомнили авторов и произведения. Следующую работу проведем в группах. Давайте вспомним главные правила работы в группах.
Работа в группах:
Слайд 11
1 колонка:
Подчеркни синим цветом названия стихотворений, а зелёным - названия рассказов.
Агния Барто «С утра на лужайку»
Евгений Чарушин«Никита - охотник»
Виктор Драгунский «Друг детства»Эдуард Успенский «Удивительное дело»
«Крокодил Гена и его друзья»Ирина Токмакова«Плим»
2 колонка:
Запишите авторов произведений:
«Приключения Незнайки и его друзей» _________
«Никита-охотник»____________________________
«Друг детства»______________________________
«Крокодил Гена и его друзья» ________________
«Мой конь»_____________________
3 колонка:
Соедини портреты с фамилиями авторов.
Как бы вы оценили себя в этой работе? Все ли в группе работали? (Смайлики у каждой группы на столе).
Есть ребята, которые хотели бы высказаться?
А у кого что-то не получилось?
Дети произносят правила работы в группах.
Самооценка работы каждого ученика в группе.
Высказываются, получилась ли совместная работа с ребятами, смог ли сам ответить на все вопросы. Регулятивные УУД:
- умение слушать;
- регулировать своё поведение;
- самооценка и самоконтроль.
Познавательные УУД:
-работа с различными источниками информации;
Коммуникативные УУД:
- умение согласованно работать в группе, в - Формируем умение слушать и понимать других.
- Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. ФизминуткаЦель этапа:
Снятие утомления через физическое напряжение. Физминутка «Попрыгать – поиграть»
Дети выполняют физкультминутку Читают хором стихотворение. Личностные УУД:
- доброе отношение к игре, к игрушкам.
5. Переходный этап к уроку музыки. Обобщение полученного опыта
Цель этапа: повысить самооценку ребенка, создать ситуацию успеха (любимая игрушка, любимая песня) На урок ребята принесли игрушки. Расскажите о своих любимцах.
Наши любимые герои тоже выполнили это задание. Давайте угадаем, что они принесли в класс. Стр. 29.
На это замечательное произведение Э. Успенского создан очень добрый мультфильм. В нем звучат песни, которые мы хорошо знаем. Давайте исполним одну из них. Песенка Крокодила Гены «День рожденья» музыка В.Шаинского, слова А.Тимофеевского.
Дети рассказывают о своих любимых игрушках.
Регулятивные УУД:
- умение слушать других;
Познавательные УУД:
- выделять существенную информацию из рассказов ребят;
- формировать выразительность речи.
Коммуникативные:
- умение с точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической речью.
6. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа:
выявление и фиксация места и причины затруднения.
С каким великим русским композитором мы познакомились на прошлом уроке?
Что вы о нем узнали?
Какую музыку писал П.И.Чайковский?
В эти весенние дни весь мир будет отмечать юбилейную дату 175 лет П.И. Чайковскому.
Слайд 12
Откройте учебники, рассмотрите фотографии. Это дом, в котором жил П.И.Чайковский. Прочитайте, что он писал о своем доме?
Слайд 13
Как вы думаете, а композиторы классической музыки сочиняли ли музыку об игрушках?
П.И.Чайковский для детей посвятил «Детский альбом», в который вошли несколько произведения об игрушках. Сейчас мы послушаем произведения о куклах. Ответы детей
П.И.Чайковский
Ответы детей Личностные УУД:
- формирование интереса к изучаемому предмету.
Регулятивные УУД:
- умение слушать других.
Познавательные УУД:
-обобщение ранее изученных знаний.
-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные:
- умение с точностью выражать свои мысли
7. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Чему мы будем учиться на этом этапе урока?
Какую цель поставим перед собой?
Чтобы достичь цели, что от нас требуется?
Научиться слушать и понимать классическую музыку.
Быть внимательными и постараться понять музыкальное произведение. Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать и цель урока
Познавательные УУД:
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
8. Реализация построенного проекта.
Цель этапа:
построение и фиксация нового знания.
Самооценка
Самооценка
Самооценка
Самооценка
Самооценка «Волшебные линеечки»
Самооценка «Смайлики» Мы уже слушали классическую музыку и вы сами можете себя оценить. У каждого на столе «Маленькие секретики» с волшебными линеечками. Попробуйте правильно оценить себя, на сколько точно вы определите о каких куклах эти произведения.
А может кто-нибудь предположить, на каком уровне линеечки вы окажетесь (вверху – умеете слушать музыку и понимать, в середине – сомневаетесь в своих умениях …)
А еще нас ждет работа в парах. Вспомним правила.
Внимательно послушайте и скажите, о какой кукле написал музыку П.И.Чайковский.
Слайд 14
«Новая кукла»
Отметьте на линеечке, так ли вы думали, или были близки к правильному ответу.
Отличается ли она от вашего предположения?
Как вы догадались, что это произведение о новой кукле??
По музыке можно прочувствовать настроение девочки?
Работа в парах:
На цветных листочках подчеркните слова, которые соответствуют настроению девочки.
Горечь Радость Разочарование Счастье Любовь Жалость Веселье Печаль Боль
Слайд 15
Девочке дарят новую куклу и она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.
Слушаем второе произведение.
«Кукла заболела»
Отметьте на линеечке, так ли вы думали, или были близки к правильному ответу.
Какое настроение у девочки? Что она чувствует?
Работа в парах:
Подчеркните слова, которые соответствуют чувствам девочки:
Горечь Радость Разочарование Счастье Любовь Жалость Веселье Печаль Боль
Прочитайте слова.
Какое слово встретилось дважды. Любовь.
Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь скучно) с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передается печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.
Вы любите свои игрушки?
Как к ним надо относиться?
Какое произведение мы слушали на прошлом уроке?
Отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».
Прослушаем отрывок из этого же произведения, который тоже посвящен игрушкам. Подсказка: это игрушки мальчиков.
«Марш оловянных солдатиков»
Отметьте на линеечке, так ли вы думали, или были близки к правильному ответу.
Угадайте… Что делают солдатики под такую музыку?
Слайд 16
В коробке с игрушками лежат новенькие красивые, солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.
Мы прослушали три музыкальных произведения. Посмотрите на свои линеечки и скажите, на сколько вы были точны в определении темы и настроения музыки.
Кто оказался на самом верху?
У кого сегодня получилось лучше?
А у кого, что-то не получилось?
А как вы оцените свою работу в парах? Помогали друг другу? Возьмите тот смайлик, на сколько вы потрудились. Желающие комментируют
Ответы детей
Комментарии детей
Отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».
Отмечают на линеечках
Солдатики маршируют
Высказывают свое мнение
Оценивают себя смайликами, желающие комментируют
Познавательные УУД
-Формируем умение извлекать информацию из музыки;
- Формируем умение слушать и слышать музыку
Регулятивные УУД:
- Самооценка и самоконтроль.
-Формируем умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей.
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в коллективе.
- умение согласованно работать в паре.
Личностные УУД:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
9. Включение в систему знаний повторение.
Цель этапа:
включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Работа с учебником по музыке.
Посмотрите на фотографии кабинета П.И.Чайковского, Что вы видите в шкафу?
П.И.Чайковсий очень много читал. Прочитайте, что он говорит о чтении, какой совет нам дает?!
Откройте учебник по литературе. Прочитайте домашнее задание.
Слайд 17
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленных целей?
- Где и как можно использовать полученные знания?
- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики и волшебные линеечки, которыми вы оценивали себя в течении урока, откройте дневник и отметьте свою работу. (Трех цветов)
Узнали много нового и интересного, отлично поработали (Зеленый)
Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя (Желтый)
Не все получилось (Красный.)
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. Да. Мы проверили наши знания по изученному разделу литературного чтения, оценили себя.
Мы научились слушать классическую музыку.
Ответы детей.
Дети используют метод «Светофор», в дневниках закрашивают кружочек напротив урока соответствующим смайликом.
Ученики поднимают ладошки, потом хлопают. Личностные УУД:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
Регулятивные УУД:
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.