Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке П.П. Бажова Серебряное копытце

МКОУ Подгоренская СОШ №1








Урок чтения в
4 классе.



Знакомство с литературным сказом
П. П. Бажова «Серебряное копытце».



Новикова Алла Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ Подгоренской СОШ №1
Подгоренского муниципального
района.






Тема урока. Знакомство с литературным сказом П. П. Бажова « Серебряное копытце».
Цели. 1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
2. Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения;
3. Обогащать словарный запас учащихся;
4. Обучать пересказу, умению представлять своеобразную особенность языка уральского сказа;
5. Воспитывать любовь и сострадание к ближнему.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальный центр, «Прелюдия» Шопена 3936, IND – FLAP OP. 28NO.15, декорация сказочного балагана, сундучок, словарь Ожегова, сборник Бажова «Уральские сказы», тесты, сигнальные круги, корона сказительницы.
I. Вступительное слово учителя.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок литературного чтения – это «урок – праздник». Вы познакомитесь с автором литературного сказа «Серебряное копытце», обогатите свой словарный запас, научитесь пересказу, увидите своеобразие языка уральского сказа, покажите правильность и выразительность чтения, выразите свое отношение к героям сказа.
II. Вопрос из семейного архива.
– Скажите, ребята, кто вам читал книги, когда вы были совсем маленькими, когда сами не умели читать?
– А теперь вы совместно с родителями, бабушками и дедушками, сестрами и братьями можете читать, обсуждать, делиться впечатлениями.
III. Знакомство с автором П.П. Бажовым.
– Сегодня вы познакомитесь с автором сказа «Серебряное копытце» Павлом Петровичем Бажовым.

Слайд№1











– Этот мудрый сказитель находил своих героев в горных шахтах, среди заводского шума, там, где родился и прожил свою долгую жизнь. А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. Павлу Петровичу были интересны уральские мастера, талантливые русские умельцы, его влекли душевная красота и достоинства трудового народа.
Слайд№2.1.











IV. Проверка домашнего задания.
Слайд№2.2.















1. Исследовательская деятельность при подготовке к уроку (работа с толковым словарем Ожегова.)
– Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы работали с толковым словарем Ожегова.
– Скажите, что же обозначает слово «сказ»? (Сказ – это род народно-поэтического сказания, повествования.)
– Вы записали эти сведения в дневники по чтению?
2. Знакомство с новым термином.
– А сейчас вы познакомитесь с новым термином «литературный сказ», это значит, что у этого сказа есть конкретный автор. Автором литературного сказа « Серебряное копытце» является Павел Петрович Бажов.
– Павел Петрович выпустил свою первую книгу «Уральские сказы», затем «Малахитовая шкатулка», «Ключ – камень», «Хозяйка медной горы» и другие.
V. Работа с литературным сказом «Серебряное копытце».
Слайд№3













– Мы продолжаем знакомиться с литературным сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце».
– Назовите главных героев, изображенных на слайде?
– Давайте вспомним еще одного главного героя. ( Козел – Серебряное копытце.)
VI. Словарно – лексическая работа.
– Ребята, чтобы нам было понятно содержание сказа, мы проведем словарно-лексическую работу, опираясь на те знания, которые вы получили, работая с толковым словарем. Итак, вы должны были посмотреть значение слов:
- барская рукодельня,
- взъесться;
- голбчик;
- пожитки;
- похлебка;
- несподручно;
- пособник;
- покосные ложки;
- статочное ли дело.
VII. Проверка знаний. Чтение вполголоса.
Слайд№4.




















Проверили и закрепили знания.
VIII.Образцовый пересказ учителем. (стр. 182 – 184).
– Ребята, сказки и сказы очень важно уметь рассказывать, мы с вами на уроке будем учиться этому. Итак, праздник читательских удовольствий продолжается.
Учитель надевает корону сказительницы и в импровизированном балагане под музыку рассказывает отрывок из сказа (звучит «Прелюдия» Шопена.)
IX. Работа по учебнику (стр. 186 – 187).
1.Дифференцированный подход. Чтение сказа детьми разного читательского уровня.
2.Физкультминутка.
Я на скрипочке играю,
Тили – ли, тили – ли,
Пляшут зайки на лужайке,
Тили – ли, тили – ли,
А теперь на балалайке
Тренди – брень, тренди – брень.
Скачут зайки на лужайке,
Тренди – брень, тренди – брень.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум!
Трам – там – там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!


3..Кульминационный момент сказа (стр.192 – 193.)
Учитель в импровизированном балагане рассказывает кульминационный момент под музыку.



X. Работа с иллюстрациями.
Слайд №5.













– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 192).
Слайд №6.












– Найдите в тексте отрывок, который относится к этому слайду, и прочитайте его (с. 193).
XI.Особенности языка литературного сказа.
– Найдите в тексте слова, которые указывают на своеобразие языка литературного сказа (Даренушка, Муренушка, спокойнехонько, девчоночка, легонькая, махонькая, дедо, Кокованя, запостукивало).
XII. Проверка содержания сказа.
– Сейчас мы будем работать с кроссвордом и отгадаем ключевое слово.
Слайд №7.


















1задание - самостоятельно, 2задание - пословица о животном, 3задание – вслух с объяснением, 4задание – самостоятельно, 5задание – вспомнить, что такое «синоним».
Ключевое слово «Бажов».
– А кто же Бажов? (Автор, сказитель, писатель).
– Вам понравилось работать с кроссвордом? («сигналят» кружками).
XIII. Закрепление.
1. Проверка знаний (тест).
Тест лежит в сундучке, консультанты с каждого ряда подходят и получают подписанные тесты, раздают детям.
– Если вы готовы приступить к работе, то « просигнальте».
2. Проверка теста.
Слайд №8.





















- Кто безошибочно? («сигналят» красным кружочком).
- Кто 1 ошибку? (зеленым).
- Кто 2 и более? (желтым).
- Сдаем тесты в сундучок. Какое у вас настроение?

XIV. Чтение отрывков по ролям.
с.184 – 185, с. 188. (дети читают в балагане).
– Мы прослушали два отрывка, скажите, как относились друг к другу Кокованя, Даренка и Муренка? (с уважением, с пониманием, с нежностью, с теплотой, с любовью).
XV. Итог урока, домашнее задание, оценки за урок.
– С какими волшебными животными мы познакомились в сказе Бажова? (козел Серебряное копытце, кошка Муренка).
– Удался ли нам «урок – праздник»? («сигналим»). Что больше всего понравилось?
Задание на дом: посмотреть в словаре Ожегова значение слова «хризолиты», подготовить пересказ понравившегося отрывка.
– На этом наш урок окончен. Все было замечательно, я вами очень довольна.











13PAGE 15


13PAGE 14415