Технологическая карта литературного чтения Портретная характеристика героев сказа П.П. Бажова Серебряное копытце


Технологическая карта
к уроку литературного чтения
в 4 классе

Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажов П.П. «Серебряное копытце»
Тип урока: обобщение знаний
Разработала: Репкина Л.Е.
Тема урока Портретная характеристика героев сказа Бажов П.П. «Серебряное копытце»
Тип урока Обобщение знаний
Цель создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека.
Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УДД)
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;
совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
способствовать развитию интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопонимания друг к другу, к животным, к природе. Личностные:
проявлять доброжелательность, настойчивость, упорство, внимание, удивление, желание больше узнать.
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную задачу;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
формировать умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
формировать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные высказывания, анализировать, обобщать.
 Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации;
повышать активности учащихся на уроке за счет применения на уроке современных обучающих структур;
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат соих действий;
формировать умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;
уметь характеризовать героев и их поступки.
Основные понятия Сказ Межпредметные связи Литературное чтение – окружающий мир – развитие речи – русский язык. Методы и приемы Наглядные, коммуникационные, проблемные. Технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо, элементы технологии проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии: адаптивной и психологической комфортности. Используемые на уроке стратегии:
кластер, концептуальная таблица, синквейн. Ресурсы:
- основные
- дополнительные учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- мультимедийное содержание урока литературного чтения;
- задания на карточках; Вырезанные из бумаги “камешки” разных цветов. Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. Этапы урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые (УУД)
I.Организационный момент
Мотивация
Цель: создание мотивации к внеурочной деятельности А) Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться -Доброе утро!
-Доброе утро!- Солнце и птицы!
-Доброе утро!-улыбчивым лицам!
 И каждый становится добрым, доверчивым.
 Пусть доброе  утро  длится до вечера!
Б) Речевая разминка 1 слайд
От топота копыт пыль по полю летит.
Выполнение упражнения
- Прочитайте эту скороговорку по мере возрастания скорости и звука.
Коммуникативные:
умение сотрудничать в коллективе.
Регулятивные: организация своего рабочего места.
Личностные:
проявление внимания, доброжелательности.
II.Этап вызова
Цель: подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении занятия.
А) Проверка д.з., актуализация знаний учащихся.
-На прошлом уроке вы получили д. з. чтение произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце»
К какому жанру относится это произведение?
Чем отличается сказ от сказки?
Подберите родственное слово к этим жанрам.
-Как вы усвоили содержание этого сказа, мне поможет проверить тест. 2 слайд
-Возьмите лист с тестом, ознакомьтесь, есть ли у вас вопросы.
-Приступайте.
-Обменяйтесь работами. Выполните проверку, используя ключ ( записан на доске). 3-4 слайд
-Верните работу, оцените себя.
- Встаньте, у кого «5», «4», «3».
-Молодцы. Вы меня порадовали.
-Теперь мы смело можем продолжить работу над содержанием текста.
Б) Разгадывание кроссворда для формирования личностного интереса к получению новой информации.
-Чтобы назвать тему урока и сформулировать задачи нашей деятельности, нам надо разгадать кроссворд.
-Мне нужны 2 помощника. Они будут читать вопросы.
Кроссворд к уроку. 5 слайд
«… Тот козел особенный. У него на правой передней …..серебряное копытце»
Город в котором родился П.П. Бажов
«Она знай, все песенку поет: «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно…»

4. Имя деда в «Серебряном копытце»
5. «- Что ты! Что ты! Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще! Только Даренка никак не отстает: - Возьми, дедо! На … я маленько умею»
1нн
о
г
а
е
р
о
и
у
2 М
ё
н
к
а
3 К
к
о
в
а
н
я
ж
ы
4л л

сысрт-Итак, ключевое слово кроссворда?
-Какова же тема нашего урока?
В) Встраивание кластера на доске.
- По каким направлениям мы будем работать по этой теме?
- На доске учитель оформляет кластер.
- Сказка – это вымысел,
- сказ - основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.
-Рассказ.
Работа с текстом.
Ответы детей
Отгадывают кроссворд.
Ответ: нога.
Ответ: СысертОтвет: Мурёнка.
Ответ: Кокованя.
Ответ: лыжи.
- Герои.
- Герои сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце.
- Характер, внешность, занятия, возраст, поступки. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция.
Познавательные:
поиск и выбор информации; логические выявление сущности и особенности объектов;
Личностные: смыслообразование.
III. Осмысление материала
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности.
-Назовите главных героев произведения:
-Охарактеризуем главных героев Кокованю и Дарёнку по плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
А) Заполнение концептуальной таблицы.
6 слайд - Кокованя, Дарёнка, Кошка Мурёнка, Козёл. Личностные: проявление внимания.
Регулятивные: саморегуляция; прогнозирование (составление плана).
Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений;
действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы;
самостоятельное выделение познавательной цели.
на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других.
Линии сравнения ДарёнкаКокованя1.Семейное положение
Сирота-с.180 в начале
Почему девочка осталась одна?
Как Кокованя познакомился с девочкой ? Почему он всё-таки решился взять её? Одинокий, семьи нет с.180 в начале
Почему у старика нет семьи?
2.Внешность
Маленькая, худенькая,6 лет отроду. Носишко пуговкой-с.182(2абз.).с.184(2абз.), с.183(5. абз.)
Старый, большой, бородатый- с.183( 5. абз.)
3.Характер
См Приложение «Черты характера» См Приложение «Черты характера»
4.Чем занимается
С.183(6 абз.)
В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. С. 182(4 абз.)
Летом пески промываю, золото добываю, зимой за козлом бегаю. Сказки рассказывал.
5.Какие поступки совершает
Добрые: кошку не бросила. Добрые: девочку взял к себе.
6.Как вы относитесь к герою
-Для раскрытия пункта «Характер» воспользуйтесь подсказкой, расположенной в приложении.
-Высказывания детей по данному пункту.
-Ваше отношение к героям?
-Что же общего в описании этих героев? IV. Динамическая пауза
Цель: предупреждение утомляемости учащихся.
-Описать волшебных животных нам поможет игра «Разведка».
- Выбрать 2 ведущих – «разведчиков». Им даётся карточка с названием героя: одному – кошка Мурёнка, другому – волшебный козёл. У остальных учеников карточки с характеристиками этих героев. «Разведчики» должны отобрать в свою команду ребят, ориентируясь на своего героя.
Инсценирование отрывка из сказа -Затем ведущие объясняют свой выбор.
-Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
-Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Обучающие выбирают отрывок, надевают маски и проигрывают роли. Психологическая разгрузка.
Личностные: проявление внимания.
Регулятивные: саморегуляция; прогнозирование (составление плана
Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений;
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: логические- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других.
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: оценить собственную деятельность. -Какой герой вызвал у вас наибольшую симпатию и почему?
-Можно при этой работе вернуться к кластеру, т.е. что больше привлекло: характер, внешность, поступки и т.д.
Обсуждение.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
VI.Написание синквейна.
Цель: развить критическое мышление.
- Я предлагаю в паре вам написать синквейн на тему «Любимый герой сказа» 7 слайд
-Урок я закончу вопросом: Какова дальнейшая судьба этих героев?
Ответы детей
Личностные: самоопределение; смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VII.Итог урока
Цель: обобщить знания по данному теме.
-А наш урок я хочу закончить небольшим стихотворением, которое я сочинила сама:
« Сказочник добрый с Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Сказка добру нас научит.
Сказка научит любить.
Верить в хорошее надо,
А как же иначе нам жить?»
Урок был интересный и я многому научился
Урок был интересный, но я затруднялся
Урок был интересен, я хотел бы прочитать новые сказы этого автора.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
VIII.Домашнее задание
-Предлагаю вам домашнее задание: 8 слайд изобразить понравившегося героя и написать, как сложилась его судьба.
Прочитать любой сказ П.П.Бажова