Открытый урок литературы по теме: Александр Блок Снег да снег


Урок внеклассного чтения
Тема урока: Александр Блок «Снег да снег» Цели урока: - знакомство с творчеством А. Блока; способствовать формированию навыка выразительного чтения; - способствовать развитию творческого воображения; умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитание человека, умеющего восхищаться красотой окружающей природы, умеющего выражать свои мысли и чувства.
Ход урока:
I. Организационный момент.1. Психологический настрой. 2. Ситуация успеха. Проверка д/з. 3. Побуждение интереса. - Отгадайте загадку: Я, как песчинка, мал, Я землю покрываю. Я из воды, я в воздухе летаю. Как пух, лежу я на полях, И, как алмаз, сверкаю На солнечных лучах. Что это? - Какие ассоциации со словом «снег» у вас возникают? II. Изучение нового материала. 1. Подготовка к восприятию. 1) Знакомство с жизнью и творчеством Александра Александровича Блока (слайд 1) 2) Словарная работа: в охапку, не перечит (слайд 2) 2. Целеполагание. - Послушайте стихотворение А. Блока «Снег да снег» (слайд 3) - Какие образы вы увидели в этом стихотворении? 3. Работа над произведением. 1) Первичное чтение учащимися. 2) Проверка восприятия по вопросам: - Понравилось стихотворение? - Чем понравилось? - Какие чувства оно вызвало? - Какие образы возникли в вашем воображении? 3) Повторное чтение стихотворения. 4) Анализ стихотворения по вопросам и заданиям: - Прочитайте строчки, которые «ожили» перед вами, стали зримыми, ощутимыми образами. Опишите эти образы. - Как поэт рассказывает о зимних забавах детей? - Знает ли он деревенскую жизнь? Найдите подтверждения в тексте. - Почему Блок называет снеговика «великаном»? - Какие слова и словосочетания использует он для его описания? 5) Определение идеи стихотворения.
III. Первичное закрепление изученного. 1) Упражнение в выразительном чтении стихотворения (слайд 3) - Расставим паузы, логические ударения, определим интонацию.
Снег да снег./ Всю избу занесло./ интонация спокойная Снег белеет кругом по колено.// интонация спокойная Так морозно, светло и бело!/ интонация восхищения Только чёрные, чёрные стены…//
и так далее… 2) Творческое задание. (слайд 4) - Рассмотрите иллюстрацию. Передаёт ли она замысел автора? - Блок написал стихотворение с помощью слов, а вы изобразите его с помощью красок. (Иллюстрирование стихотворения учащимися).
IV. Домашнее задание. Приготовить чтение стихотворения наизусть. Закончить работу над иллюстрацией. Ответить на вопрос: - Как поэт относится к природе? – В чём особенность его поэзии? V. Итог урока. - Какой вы увидели зиму сегодня на уроке? - Как у вас изменилось настроение после чтения стихотворения А. Блока? VI. Рефлексия. - Вернёмся к вашим ассоциациям к слову «снег». Что бы вам хотелось изменить или добавить?