Конспект урока по развитию речи Пластов Первый снег


Тема: По Н. Надеждиной. Какого цвета снег? Знакомимся с картиной. А. Пластов. Первый снег.
Цель: познакомить учащихся с картиной А. Пластова; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе; показать целостность художественного образа, созданного в разных видах искусства и специфику его выражения языком поэзии, прозы, живописи.
Ход урока
1. Мотивация обучения учащихся. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня к нам пришла удивительная гостья. А кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
белю поля, дома
Зовут меня…(зима)
Входит девочка – зима.
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра.
Это белая шубейка
Всем знакома чародейка-
Матушка- …(зима)
Здравствуйте, ребята! Вы правильно отгадали загадку. Я- зимушка – зима.
- К вам сегодня я пришла на урок. Приготовила для вас много интересных заданий , с которыми вы поможете мне справиться.
Я хочу, чтобы вы вместе со мной провели речевую зарядку.
2. Работа над чистоговоркой.
Ела-ела-ела – вот уж осень улетела.
Ма-ма-ма –и примчалась к нам …(зима)
Али –али –али – вот морозы ..( затрещали)
Ды -ды-дым –и сковали все пруды.
Оры-оры-оры- появились вдруг ..(узоры)
Ты-ты-ты – на стёклах дивной красоты.
3. Работа над интонацией.
Зима пришла. ( веселье, грусть, недовольство)
4. Игра « Узнайте слово»
Зима. Я хочу , чтобы сейчас вы догадались, кто мои братья и сестры. Только некоторые буквы в словах я спрятала. Но думаю, что вы справитесь с этим заданием.
СН-Г С-С-ЛЬ-К-
СН-Ж-НК-М-Р-З
Л-Д-Н-Й
5. Поэтическая минутка
-Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Григорий Граубин.
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
Они хрупки и музыкальны,
Когда на них ни наступи,
Скрипят то нежно, то печально,
Как коростель в ночной степи.
-О чем же мы будем говорить на уроке?(о снеге)
Снег – это главная примета зимы.
-А какой же бывает снег? ( холодный, мокрый, белый, пушистый, хрустящий)
- Снег бывает разным, да и падает с неба он тоже по- разному.Чтобы рассказать о нем, нужны «снежные слова».
6. Читая, подчеркните только « снежные слова». Чтение «цепочкой».
Иногда кажется, что с облаков срываются клочья ваты. Их называют хлопьями – это снежинки, слипшиеся на лету. При сильном ветре у снежинок обламываются лучи, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. Абывает снег, которому лицо не подставишь. Твёрдые белые шарики, больно секущие лоб, называются крупкой. Чистый, только что запорошивший землю снег, называют пороша.
Если снег струится, течёт по земле, народ называет это позёмкой.
Если ветер кружит в воздухе – это вьюга. А если в степи, где ветру нет удержу, может разыграться снежная буря – буран.
Назовите как называют снег?
7. « Мозговая атака»
- А каким бывает снег утром, днем и вечером?
( днем он блестит от солнца, вечером переливается от огней, если вечером темно – снег просто темный)
_ А когда снег бывает розовым? ( утром и вечером – от заходящего или восходящего солнца)
- А когда снег голубой? (если небо голубое и свет ложится на снег)
Физминутка
Мы – снежинки белые,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Учитель
- А теперь подумайте, какое настроение у вас вызывает первый снег?
- О чем мечтают дети, когда начинает падать первый снег?
8. Знакомство с картиной А. Пластова « Первый снег».
9. Рассказ учителя о А. Пластове.
Аркадий Александрович Пластов – известный художник. Он родился в семье крестьянина-иконописца. Получил художественное образование в Москве. Но подолгу жил и работал в родном селе Прислониха. Здесь он находил темы для своих работ. В его картинах природа и человек неразделимы.
10. Работа по картине.
-Посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник?
-Какой любимый цвет у зимы?
-Какое явление природы привлекло внимание художника?
- Как вы смогли узнать, что на картине изображено начало зимы.
- Кто изображен на картине? 9Девочка с младшим братом выбежали на крыльцо посмотреть на первый снег)
- Какое у них настроение? ( они счастливы,радуются)
11. Работа с карточками.
- Выберите слова – карточки, которые могут передать настроение детей.
радость, восторг, волнение, удивление, восхищение, испуг, грусть, интерес, беспокойство
12. Продолжение обсуждения картины.
- Почему дети радуются, увидев снег? (Первый снег предвещает зимние забавы и приближение чудесных зимних праздников)
-Как изменилась улица, дома?
-Во что одеты дети? ( Девочка увидела, что за окном идет снег, выбежала на крыльцо в одном платье, набросив только платок на голову. Мальчик одет по погоде. На нем теплая куртка, шапка, валенки.)
- Как вы думаете, мальчик вышел только посмотреть на первый снег или решил поиграть на улице?
-За чем наблюдает девочка?
-Каким художник изобразил первый снег? ( хрупкие белые звездочки; белый, мягкий, летящий)
13. Чтение учителем статьи Н. Надеждиной «Первый снег»
14. Анализ содержания статьи.
-Как художнику удалось показать направление полета снежинок?
-Прочитайте, как сравнивается ворона в статье?
15. Прослушивание отрывка из произведения П. И. Чайковского « Вальс снежинок»
16. Творческая работа.
Снежинку однажды я повстречала
Она о судьбе мне своей рассказала:
-Была ведь я маленькой каплей воды,
Нас много таких населяло пруды.
Однажды, о чудо, вдруг стала я легкой,
А ветер понес меня к тучке далекой.
С подругами в тесном кружочке играли
Порывы холодного ветра нас к северу гнали.
Мороз нам узоры свои подарил
И всех нас с любовью домой отпустил.
И вот я упала к тебе на ладошку
Может погреешь меня ты немножко?
-Чтобы вы ответили снежинке?
Чтение с доски
Нет, лучше твою красоту сберегу
Счастливых подружек найти помогу.
17. Итог урока
С помощью художественного слова, музыки, красок авторам удалось передать свои чувства зрителям и слушателям.
18. Домашнее задание.
Сочинить сказку « Приключения снежинки»