Курсовое портфолио на тему Методика организации проектной деятельности в курсе информатики и ИКТ


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Курсовое портфолио
на тему: «Методика организации проектной деятельности в курсе информатики и ИКТ»

Выполнил: учитель информатики
МБОУ «Лащ- Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики»
Павлова Вера Васильевна
Чебоксары 2013
Содержание:
Пояснительная записка:
В какую содержательную линию входит тема.
Место темы в учебном плане и порядок изучения темы.
Цели и задачи проектной деятельности.
Примерное тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения содержания.
Развитие темы на трех уровнях.
Виды проектов.
Информационно – образовательная среда для образования проектной деятельности.
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в школе.
Приложение 1. План – конспект урока.
Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера.
План – конспект урока с использованием интерактивных и мультимедийных ЭОР – ов и ЦОР – ов с федеральных сайтов.1.Пояснительная записка.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Сразу же с начала изучения информатики в учебных заведениях стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Basic, Pascal), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML).
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.
Ребята испытывают удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, который могут использовать другие ученики для изучения. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим старанием и ответственностью работают дети. Проектный метод демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых компьютерных систем, мировой сети Интернет. Указанные подходы положены в основу нового проекта образовательного стандарта общего образования по информационным технологиям. В качестве приоритетной выдвигается задача достижения начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий, что в значительной степени формируется при подготовке творческих проектов.
Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения. Проектная деятельность - это:
Возможность использования проектной деятельности в любой школьной дисциплине для учащихся любого звена.
Высокая эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.
Достижение начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий
Учебный проект основывается на следующих моментах:
развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").
1.1.В какую содержательную линию входит тема.
Проектная деятельность охватывает все образовательные линии программы базового курса. Этот курс ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:
мировоззренческий аспект, связанный в основном с формированием представлений о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;
алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников;
"пользовательский" аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
динамичность развития содержания курса информатики.
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь на помощь может прийти использование метода проектов.
1.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы.
Проектная деятельность организуется каждым учителем индивидуально, учитывая методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. "Уместить" метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Эту задачу можно решить, если пойти по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Система использования метода проектов на уроке информатики и ИКТ:
1 этап - даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
2 этап - проведение практических занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений, учащихся по базовому курсу информатика;
3 этап - выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся. Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую работу.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В целях обучения информатике в школе заявлено приобретение опыта проектной деятельности. В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников 9-11 классов проектную деятельность целесообразно организовывать в группе. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребёнка.
Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать “способность к деятельности”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к определению целей, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определённой темы, и компьютерная игра, и тематическое общение по электронной почте, и многое другое. Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на факультативах, кружковых занятиях.
Кроме тематических проектов, программой курса информатики для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей. Для успешной реализации межпредметных проектов учителю информатики рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету.
В старшей школе в курсе “Информатика и ИКТ” программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики учащиеся приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Презентацию результатов проектной деятельности целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на заседания научного общества учащихся или школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, - дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и учителей. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение, отдельное от урочных занятий место.
1.3. Цели и задачи проектной деятельности:
контроль знаний и умений по пройденному материалу;
формирование в сознании школьника информационной картины мира;
возможность работать с компьютером;
развитие умений поиска и обработки информации;
работа по новым технологиям;
развитее самостоятельности;
умение слушать и уважать мнения учащихся;
способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развитие исследовательских умений.
Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек.
2.Примерные темы проектов.
Состав УМК «Информатика» для 5-9 классов , авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.
Информатика : учебник для 5 класса
Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса
Информатика : учебник для 6 класса
Информатика : рабочая тетрадь для 6 класса
Информатика : учебник для 7 класса
Информатика : рабочая тетрадь для 7 класса
Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7-9 классы
Информатика : методическое пособие для 5–6 классов
Состав УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса
Информатика и ИКТ : практикум
Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD
Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие
Информатика в схемах
Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, автор Угринович Н. Д.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса
Информатика и ИКТ : практикум
Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD
Примерные темы проектов по основным содержательным линиям предмета информатика и ИКТ.
Тема 5-6 классы 8-9 классы 10-11 классы
Информация и информационные процессы Создание книжки «Ребусы о информатики» Проекта «История письменности» Создание и оформление сборника задач на тему «Измерение информации» Создание проекта «Философия и информатика»
Представление информации Мини-проект (парная работа) «Шифровальщик»
Создание методички (групповая работа) «Метод координат» Создание обучающей презентации «Представление информации» Создание теста по теме «Представление информации» средствами Excel.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации Создание сборника кроссвордов «Все об ЭВМ» Проект «Предистория и история развития ЭВМ» Создание обучающей презентации «Устройство ЭВМ» Создание проекта «Стенд «Усройство компьютера» (из неработаюцих деталей ПК). Создание межпредметного (с физикой) проекта «Работа тригера»
Алгоритмы и исполнители Создание программ в среде Паскаль Создание программ в среде программирования
Формализация и моделирование Создание графических моделей средствами графических редакторов. Создание проекта «База данных». Создание проектов: «Биологические модели», «Экономические модели», «Моделирование физических процессов», «Статистические исследования»
Обработка текста Мини-проект «Сочинение о маме», проект «История письменности», мини –проект «Пригласительный билет на праздничный ужин» Проект «Информационный бюллетень» Проект «Школьная газета»
Обработка графики Мини-проект «Поздравительная открытка», мини-проект «Пригласительный билет на праздничный ужин» «Моя школа», «Мой город», «Чертеж» Проект «Чертеж», «Компьютерная графика», творческий проект «Логотип». Проект «Обработка графических файлов для размещения их на сайте, в газете», использование Flesh- технологий для создания анимации.
Мультимедийные технологии Мини проект «Мультфильм» (технология смена слайдов). Создание презентаций с использованием гиперссылок. Создание обучающей презентации. Создание анимационного фильма (на одном слайде средствами MS Power Point) Создание презентаций с использованием видео сюжетов и звукового сопровождения.
Обработка числовой информации Проект «История систем счисления». Создание сборника задач «Системы счисления» Создание тестов по теме «Обработка числовой информации». Средствами Excel.
Коммуникационные технологии - «Возможности поисковых систем», создание личного сайта. Создание сайта «Суд над интернетом»
Информационные системы - Создание проекта «База данных» Создание групповых проектов «База данных»
3.Планируемые результаты освоения темы.
ГОС 2004
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ФГОС ООО
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы — как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность — один из возможных способов достижения указанных целей.
Формирование у школьников целостной картины мира можно осуществить с помощью межпредметных связей. Учителя, понимающие это, постоянно сталкиваются с необходимостью интегрировать предметы различных образовательных областей и видят, насколько трудно на деле заставить работать такие межпредметные связи, оставаясь в рамках классно-урочной системы. Проектная деятельность дает возможность выйти за границы урока и представить изучаемую проблему «объемно», с позиций разных дисциплин.
Существует множество форм организации учебной работы с учащимися, и одним из наиболее эффективных является метод проектов.
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ
Компетентность Характеристика компетентности Формирование компетентности
учителем учеником
Коммуникативная Поведение в обществе – Этикет. Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Защита сообщений по выбранной теме,
Работа в группах бригадах Руководство во время выполнения проектов и практических работ Распределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка
Социокультурная Применение на практике и в жизни ЗУНов: .Обучение основам конструирования, моделирования Контроль и помощь во время практических занятий. Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета,
Ценностно – смысловая Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Помощь при выборе темы проекта и при его создании Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах
Информационная Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Выработка навыков работы со справочной литературой, Интернетом. Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.
Учебно – познавательная Межпредметная связь: география, биология черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов.Инструктаж по построению чертежей конструкций, Использование демонстрационного материла Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, исследовательская работа.
Здоровье- сберегающие Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи. Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в коипьютерном классе. Оказание первой медицинской помощи.
Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования. Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
4.Развитие темы на трех уровнях.
В начальной школе на уроках информатики применяются мини-проекты, которые позволяют обучить учеников не только компьютерным технологиям, но и приемам самостоятельной работы от выбора предложенных тем по школьным дисциплинам до постановки целей, рождения гипотез, разработки алгоритмов своего проекта и создания готовых электронных продуктов.
Подготовительным этапом работы над проектами в начальной школе является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом и текстовом редакторах.
При организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо руководствоваться особенностями развития ребенка. Поэтому первые творческие работы предлагатся выполнить ученикам самостоятельно, например: «Герои любимых сказок». Ученики выполняют задания, которое является осмысленным, интересным и важным лично для них, и при этом осваиваются основные информационные компетенции:
осваивают модели учебной деятельности,
приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ,
получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
получают наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
развивают навыки общения.
Работа в одном проекте естественным образом перетекает в следующий проект. Например, проект «Сказочный персонаж» в 3 классе служит естественным продолжением проекта «Любимая сказка» для учащихся 4 класса.
Такой опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.
В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников  5-9 классов, организуется проектная деятельность в групповых формах. При этом нельзя лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка.
Велико разнообразие учебных проектов. Проектом может быть  и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое общение по  электронной почте и многое другое.
Знания, полученные во время изучения графического редактора, применяются и при создании презентаций.
Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов в курсе ИТ. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На первом уроке учащихся знакомят с этапами создания презентаций (от планирования до защиты). Учащиеся при изучении основных возможностей программы Power Point, параллельно реализуют проекты: «Времена года», «Что общего между человеком и компьютером», «Как устроен компьютер», «История развития информационных технологий» и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её с помощью сканера, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов.
Весь курс обучения информатике и ИКТ школе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые.
Все проекты предполагают как компьютерную, так и предварительную безкомпьютерную технологию реализации. Так работу над содержательным проектом под названием «Коллаж» мы осуществляем первоначально в реальном пространстве - созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере и только потом выполняем аналогичную работу на компьютере.
Научившись создавать презентации, наши учащиеся активно включаются в проектную деятельность по другим предметам: математике, русскому языку, ОБЖ, биологии, МХК, истории, иностранному языку.
В старшей школе в курсе  «Информатика и ИКТ» программой  предполагается  проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают  опыт комплексного использования  теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Так при работе над темой "Информационная технология хранения данных" учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных.
Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную БД.
В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученики сами видят, насколько удачно они поработали, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достигнутой целью проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
Примеры информационных проектов — это презентации, базы данных, разработка и создание тестов (в средах PowerPoint, MS Access, MS Excel). Часто такие проекты становятся началом более объемных, выполняемых во внеурочное время.
Завершить свое выступление мы хотим проектом "День информатики" .Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформление конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:
выбор темы;
постановка целей и задач проекта;
пути их решения;
сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.
В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:
коммуникативная – способность к общению;
проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;
рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.
Характеристики успешных проектов:
Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.
Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.
Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.
При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.
Проекты управляются основополагающими вопросами.
Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.
Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.
Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко
сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Проекты имеют связь с реальным миром.Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.
Учащиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.
Информационные технологии обеспечивают и повышают эффективность обучения.Информационные технологии используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web-сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.
Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.
Образовательные стратегии разнообразны и обеспечивают многообразные стили учения.Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д.
5. Виды проектов.
На основе анализа опыта проведения проектов можно построить их типологию:
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые;
практические;
ознакомительно-ориентировочные.
По предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной области);
межпредметные.
По характеру координации:
с открытой, явной координацией;
со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).
По характеру контактов:
внутренние или региональные (в пределах одной страны);
международные (участники являются представителями разных стран).
По количеству участников:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников);
школьные (внутри одной школы);
региональные;
российские;
международные.
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные (несколько уроков);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Преимущества проектного метода обучения:навыки работы в команде;
навыки общения;
междисциплинарные навыки;
развитие индивидуальных навыков участников проекта;
работа с личным сознанием.
Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками.
Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе может осуществляться по следующим основным направлениям:
общие проекты (олимпиады, конкурсы);
проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
6. Информационно – образовательная среда для организации проектной деятельности.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.)
информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
Разные проекты потребуют разное обеспечение.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации проектной деятельности
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.fcior.edu.ruhttp://www.school-collektion.edu.ruhttp://www.openclass.ru/node/343777 http://inf.1september.ru http://iit.metodist.ruhttp://pedsovet.orghttp://www.klyaksa.nethttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/http://videouroki.net/index.php?subj_id=1


7. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в школе.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Для обучающихся в начальной школе.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований.
Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
Для обучающихся в основной школе.
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.Для обучающихся в старшей школе.
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов.
Перспективно широкое использование разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Учителю нужно знать:
Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых
выполняется учебный проект или исследование.
Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения
учебного проекта или исследования?
Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике
школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)?
Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности,
используемых при выполнении учебного проекта или исследования?
Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося дляпоследовательного формирования специфических умений и навыков проектнойи исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?
Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями».
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается
проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или
исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям
своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного
проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательнойдеятельности применять?
С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской
деятельности?
В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезныматериалы публикаций, методических и информационных сайтов, а также целесообразно
использовать возможности курсовой и модульной подготовки учителей
по исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе повышения
квалификации по соответствующей тематике.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени форсированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего
над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой
роли;
3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5. степень осмысления использованной информации;
6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного
отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
10. владение рефлексией;
11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приложение 1.
План – конспект урока по информатике в 5 классе«Защита проекта «Школа будущего».
Цели урока:
 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Графический редактор»;
 Проверить практические навыки работы учащихся в графическом редакторе;
 Проверить теоретические знания учащихся по теме «Технология работы в растровом графическом редакторе»;
 Развитие творческой активности учащихся на уроках информатики.
Подготовительная работа:
• Сочинение по теме «Школа будущего» (в текстовом процессоре MS Word);
• Рисунок в графическом редакторе Paint «Школа будущего»;
• Презентация, созданная с помощью рисунков учащихся и фрагментов их сочинений в MS PowerPoint .
Ход урока:
1. Приветствие. Оргмомент.
Объявление темы урока: Подведение итогов работы над проектом «Школа
будущего». ( 2 мин )
2. Давайте вспомним: (5 мин)
 Какие формы представления информации мы с вами знаем? (текстовая, числовая, табличная, графическая)
 Какие формы представления информации мы использовали при реализации проекта «Школа будущего»? (текстовую – для написания сочинения, графическую – для создания рисунка)
 Какая из этих форм является наглядной формой представления информации? (графическая)
 Что относится к графическим формам представления информации? (рисунок, фотография и др)
 Мы с вами рисовали рисунки и наброски «Школы будущего» сначала красками, а потом реализовывали их на компьютере. Как вам больше понравилось?
 В чем преимущество компьютера?
 С помощью какой программы мы реализовывали проект? (графический редактор Paint)
 Мы целый месяц изучали инструменты и возможности графического редактора, учились пользоваться ими. Давайте проверим наши знания.
Перед вами лежит тест, на вопросы которого вы должны ответить.

3. Работа над тестом в тетрадях для контрольных работ. (5 мин)
Контрольный тест по теме «Компьютерная графика»:
1. Графический редактор – это
1) Устройство для создания и редактирования рисунков
2) Программа для создания и редактирования текстовых документов
3) Устройство для печати рисунков на бумаге
4) Программа для создания и редактирования рисунков.
2. Программа для создания и редактирования рисунков.
1) Microsoft Word
2) Paint
3) Microsoft PowerPoint
4) Блокнот
3. Выберите из предложенного списка инструменты графического ре-
дактора
1) Световое перо
2) Ластик
3) Овал
4) Маркеры
5) Карандаш
6) Подстрочный знак
7) Кривая
8) Сортировка
9) Многоугольник
4. Выберите из предложенного списка неправильный вариант: «Выде-
ленный фрагмент можно»:
1) Удалить
2) Переместить
3) Закрасить
4) Вырезать
5. Специальная область оперативной памяти, в которую попадают вы-
резанные и скопированные объекты, называется
1) Буфером перемещения
2) Буфером обмена
3) Интерактивным облаком
4) Буфером хранения
6. Выберите из предложенного списка устройства для ввода графиче-
ской информации:
1) Сканер
2) Принтер
3) Графический планшет
4) Мышь
5) Монитор
4.Проверка теста с помощью презентации (5 мин)
5. Презентация «Школа будущего». (Мы повторили все, что знаем прографический редактор. Давайте посмотрим, чему мы научились. В нашей
презентации собраны все рисунки на тему «Школа будущего» и самые ин-
тересные фрагменты из ваших сочинений. (Ученики рассказывают о своихпроектах Школы будущего) (13 мин)
6. – Мы работали в Paint – это растровый графический редактор. А почему он называется растровым? (Так как мы рисуем по пикселям)
- Пиксель – очень маленький элемент экрана – экранная точка. А с помощью какого инструмента его можно увеличить? (Лупа)
- Для того, чтобы рисовать обычные рисунки, мы используем инструменты графического редактора: линия, прямоугольник, эллипс и др. А вот,чтобы нарисовать мелкий объект, необходимо увеличить размер рисунка до пикселей. У нас осталось 10 мин, за которые надо на свой рисунок «Школа будущего» в правый нижний угол поместить свой автограф, как это делают настоящие художники.
(Учащиеся работают за компьютером, учитель оценивает работу каждого ученика)
7. Объявляются оценки за проектные работы.
Оценки за тест будут объявлены на следующий урок после проверки тестов. Но так как мы разобрали все ошибки, то каждый ученик уже самостоятельно может оценить свой результат. Домашнего задания – нет, тк это итоговый урок по теме.
Приложение 2.
Полезные ресурсы дидактического и методического характера.
Название ресурса Ссылка на ресурс
Проект по информатике «Разработка заданий зачетной работы в текстовом редакторе Word.» http://festival.1september.ru/articles/613948/Пресс-конференция на тему: «Web-страница сайта школы нашими глазами» (Защита мини-проектов учащихся по плану представленному заранее) http://shkolapifagora.my1.ru/load/konspekty_urokov_informatiki/konspekt_uroka_informatiki_web_stranica_sajta_shkoly/30-1-0-656Создание мини – проекта на уроках информатики. http://festival.1september.ru/articles/613948/Проектная деятельность учащихся на основе компьютерных презентаций. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0&clid=1950380&lr=47&csg=490%2C10607%2C94%2C29%2C0%2C0%2C0Проектная деятельность школьников при создании сайтов http://www.allbest.ru/Проектная технология на уроках инфороматики. http://www.openclass.ru/node/223183