Рабочая программа кружка Бумажные фантазии


«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
МКОУ Половинская СОШ
________________/Ю.П.Семенюта/
«___» _________20___г.
«Утверждаю»
директор
МКОУ Половинская СОШ
_______________/С.Е.Кутенева/
«___» _________20___года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛОВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Краснозерского района Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Бумажные фантазии»
направление «Творческое»
для 1-4 класса
Составитель: Дронова С.А.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»
составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает
возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные
качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Основные идеи программы:
- Воспитание и обучение во время проведения занятий осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
- Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь"
ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы
- стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их
можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не
существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников
предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями дизайнера, художника, оформителя. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Занятия по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» развивают творческие
способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка,
пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду, приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и
понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в
информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Занятия проводятся по два академических часа в неделю. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа рассчитана на 68 академических часов.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Технологии обучения:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
проектная технология;
технология разноуровнего обучения;
информационные технологии.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действиях на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мненияи обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться
со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные
роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов,
участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.
Распределение часов 1-2 класс
Noп/пНаименование темы
Кол–во часов
1 ТБ. Введение. Из истории бумаги. 1
2 Бумагопластика. 7
3 Торцевание 11
4 Модульное оригами 6
5 Квиллинг9
Итого: 34
Распределение часов 3-4 класс
Noп/пНаименование темы
Кол–во часов
1 ТБ. Введение. Из истории бумаги. 1
2 Бумагопластика. 7
3 Торцевание 10
4 Модульное оригами 6
5 Квиллинг10
Итого: 34
Тематический план 1-2 класс
No
п/пНаименование темы Кол – во часов Дата проведения
по плану фактически
Из истории бумаги. 1 1
Вводная беседа. Соблюдение правил по технике
безопасности. Из истории происхождения
ножниц. Бумага вокруг нас. Бумага в
современном мире. 1
3.09.2014г Бумагопластика7 2-3 Георгины. 2 10.09.2014г
17.09.2014г 4-5 Пионы. 2 24.09.2014г
1.10.2014г 6 Веточка. 1 8.10.2014г 7 Кувшинка. 1 15.10.2014г 8 Цветок из салфеток. 1 22.10.2014г Торцевание 11 9-10 Цветущий кактус 2 29.10.2014г
12.11.2014г 11 Цыплёнок. 1 19.11.2014г 12-13 По сказке «Колобок».
3
26.11.2014г
3.12.2014г
10.12.2014г 14 Зеленая ёлочка 2 17.12.2014г
24.12.2014г 15-17 Дружная семейка.
3
14.01.2015г
21.01.2015г
28.01.2015г Модульное оригами 6 18 Треугольный модуль. 1 4.02.2015г 19 Волшебная звезда. 2 11.02.2015г
18.02.2015г 20 Модуль «Супершар». 2 25.02.2015г
4.03.2015г 21 Модуль «Трилистник». 1 11.03.2015г Квиллинг9 24 Техника квиллинга. 1 18.03.2015г 25 Анютины глазки. 2 1.04.2015г
8.04.2015г 26 Космическое путешествие. 3 15.04.2015г
22.04.2015г
29.04.2015г 27 Открытки. 2 6.05.2015г
13.05.2015г 28 Бабочка. 1 20.05.2015г Итого: 34 часа. Тематический план 3-4 класс
No
п/пНаименование темы Кол – во часов Дата проведения
по плану фактически
Из истории бумаги. 1 1
Вводная беседа. Соблюдение правил по технике
безопасности. Из истории происхождения
ножниц. Бумага вокруг нас. Бумага в
современном мире. 1
4.09.2014г Бумагопластика7 2-3 Георгины. 2 11.09.2014г
18.09.2014г 4-5 Пионы. 2 25.09.2014г
2.10.2014г 6 Веточка. 1 9.10.2014г 7 Кувшинка. 1 16.10.2014г 8 Цветок из салфеток. 1 23.10.2014г Торцевание 10 9-10 Цветущий кактус 2 30.10.2014г
13.11.2014г 11 Цыплёнок. 1 20.11.2014г 12-13 По сказке «Колобок».
2
27.11.2014г
4.12.2014г 14 Ёжик. 2 11.12.2014г
18.12.2014г 15-17 Дружная семейка.
3
25.12.2014г
15.01.2015г
22.01.2015г Модульное оригами 6 18 Треугольный модуль. 1 29.01.2015г 19 Волшебная звезда. 1 5.02.2015г 20 Модуль «Супершар». 1 12.02.2015г 21 Модуль «Трилистник». 1 19.02.2015г 22-23 Ёлочка на снегу.
2 26.02.2015г
5.03.2015г Квиллинг10 24 Техника квиллинга. 1 12.03.2015г 25 Анютины глазки. 2 19.03.2015г
2.04.2015г 26 Космическое путешествие. 3 9.04.2015г
16.04.2015г
23.04.2015г 27 Открытки. 3 30.04.2015г
7.05.2015г
14.05.2015г 28 Бабочка. 1 21.05.2015г Итого: 34 часа. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами, умение делать базовые формы из прямоугольного листа бумаги:
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
-Высокий уровень – делает самостоятельно,
-Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
-Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
-Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
-Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
-Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:
-Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
-Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
-Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Высокий уровень - делает самостоятельно
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Низкий уровень – не может сделать.
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работ
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:
материально-технические:
рабочий кабинет со столами и стульями;
наборы бумаги для занятий;
карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п.; в качестве дополнительного оборудования компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet-материалами по различным техникам работы с бумагой.
методические:
инструкционные карты сборки изделий;
образцы изделий;
пояснительные плакаты, схемы и т.п.;
тематическая литература;
Интернет сайты по прикладному творчеству.