Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них, конспект урока по русскому языку


Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)
Цель урока: отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение правильно знаки препинания при однородных членах, закрепить умения составлять схемы предложений с обобщенными словами, воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе.
Методические приемы: самостоятельная работа, пояснения учителя, тренировочные упражнения.
Оборудование: доска, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, бланки ответов.
В классе 3 группы: 3 группы по 4 человека.

Ход урока:
Организационный момент.
Орфографическая разминка:
Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.
отпрать
отбрать
запреть
расстлить
блстать
Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
прилгательное
рстовщик
утврь
прилжение
урвнение
Актуализация опорных знаний. Вопросы для пар: Подбираем обобщающее слово для слов каждого ряда:
И, да, ни-ни, не только, но и , как, так и - соединительные союзы.
Подлежащее, сказуемое – главные члены предложения.
Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения.
Подбираем к обобщающим словам по несколько слов с более узким значением и образуем пары по количеству ответов
Виды сказуемых – простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.(3)
Виды сочинительных союзов – соединительные, разделительные, противительные.(3)
Односоставные предложения с главным членом сказуемым (время): определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные – Образуем пары по количеству ответов –(4)
Учащиеся встают по 4 и садятся за парты, образуя партнеров по лицу и партнеров по плечу).
Пунктуационная разминка (устная)
Повторение постановки знаков препинания при однородных членах.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
1. Легкий ветерок то просыпался то утихал.
2. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
3. И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпаый аул.
4. Лес не школа да всех учит.
5. У самого родника рсли не только дубы но и ели.
6. У Сибири есть много особенностей как в прроде так и в людских нравах.
Повторение правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
( комментируем примерами)
Работа в тетрадях. Записываем число, тему.
- Спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2. Всюду и вокруг и над головой была вода.
3. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.
Взаимопроверка:
1. [(:(,(,(,(].
2. [(: и(, и(
·- ...].
3. [(,(,( - (].
Закрепление основного правила постановки знаков препинания: двоеточия, тире, двоеточия и тире в предложении.
Используя структуру, выписываем те предложения, которые соответствуют схемам.
Используем структуру, т.е. проверяем и обсуждаем выполненные задания.
Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
1. Из предложения В лесу легко дышится взять обстоятельство места;
2. Добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;
3. Добавить подлежащее предложения Всё вдруг изменилось в ней.
Получилось выражение «В лесу поражает всё: ».
Задание: Используя это выражение, составьте предложение с обобщающим словом по иллюстрации
Перестройте предложения так, чтобы они соответствовали относящимся к ним схемам. Расставьте знаки препинания. Какие слова могут стоять после обобщающих слов перед однородными членами и после них в книжной речи? Как ставятся знаки препинания в этом случае? Расставьте знаки препинания в следующих предложениях, укажите на их особенности.
Некоторые виды рыб, а именно: карпы, лещи, сазаны - легко разводятся в прудах.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Слово учителя: За окном зимний день. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окошка: смотрим, как за стёклами пролетают мимо или тихо падают снежинки. Снег идёт
Так же, как мы, стоял у окна поэт Б. Пастернак и появились строчки: (знаки препинания не расставлены)
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
( Б. Пастернак )
Выполняем задание.
- Какой эффект создаёт обобщающее слово при однородных членах в этом стихотворении?
- Обобщает смысл, усиливает значение следствия, результата процесса (снег идёт), выраженного рефреном стихотворения «Снег идёт». Обобщающее слово может быть средством выразительности в поэтической речи.
Проанализировать предложение
Уметь отличать простые предложения с обобщающим словом от простых предложений с составным именным сказуемым.
Обобщение знаний.
Обобщающие слова – это __________________________
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и __
Обобщающие слова в предложении могут стоять _________
Тире ставится, если __________________________________
Двоеточие ставится, если _______________________________
Двоеточие и тире ставится, если ____________________

Домашнее задание. Упр. 292










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115