Урок кубановедения Тема урока: «Основание Екатеринодара».


Тема урока: «Основание Екатеринодара».
Учитель истории МБОУ СОШ №6 Л.Р.СасинаДата проведения : 05.04.2016
Методическая разработка урока истории в 10 классе «Смутное время»
Цели и задачи урока:
1образовательные:
- познакомить учащихся с жизнью сраны в период Смутного времени ;
-Показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;
2. Развивающие.
-умение обобщать, анализировать, делать выводы.
-умение доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывающие.
-Сформулировать активную гражданскую позицию современного российского гражданина
-через анализ личности героев войны вырабатывать нравственные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей.
-выработка личного отношения к происходящему в прошлом и настоящем.
-приобщение к русской истории
- разывивать умение защищать свою точку зрения.
- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
- частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
-Воспитание гражданственности и патриотизма на героических примерах К.Минина и Д.Пожарского, чувства сопереживания и сообразности мышления;
-Формирование диалогичности исторического мышления, осознания себя как гражданина современного российского государства (для 10-х классов).
План урока:
Краткое изложение исторических событий Смутного времени
Защита мини- проектов учащимися по данной теме, связанных с историческими событиями;
Работа в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы;
Рефлексия.
Оборудование:
Мультимедийная аппаратура, экран, доска;
Электронное учебное пособие: “Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.”, “Коминфо”. ЗАО “Новый диск”,
Раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.
Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – защита творчеких проектовгрупповая работа. Ученики класса разбиты на 4 творческие группы.
Структура урока
1.Вводная речь учителя о теме, целях, задачах урока .2.Исторический рассказ о событиях Смутного времени, сопровождаемый показом слайдов: карта, тексты, портреты участников событий т.
3.Защита творческих проектов
4. Работа в группах.
5. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока1. Вводная речь учителя.
На доске имеются следующие записи:
Смутное время (1598-1613) гг.
Периодизация царей Смутного времени:
1598-1605 гг. – Борис Годунов
1605 г. – Лжедмитрий I
1606-1610 гг. – Василий Шуйский
1610- 1612 гг. – “Семибоярщина”
1613 г. – Михаил Романов
Освободительная борьба:
1609-1611 гг. – оборона Смоленска
1611-1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством
Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы
2. Исторический рассказ
Сопровождается показом слайдов.
Причины Смутного времени коренились в самом строе Московского государства XVI века: 1) династический кризис;
2) тяжелое экономическое положение (1601-1602 гг. – голодные)
После смерти Ивана IV началась жестокая борьба за власть. Сначала царствовал его сын Федор Иванович, но фактически власть принадлежала царскому опричнику Борису Годунову, которого в 1598 г. Земский собор избрал на царство.
Защита проекта «Борис Годунов»
Защита проекта «Лжедмитрий I»
Защита проекта «Василий Шуйский»
Защита проекта “Семибоярщина”:
Защита проекта «К.Минин и Д.Пожарский»
В 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника царя Федора Ивановича по женской линии.
3. Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала:
Задание 1. Проблемные вопросы:
Почему стало возможным появление Лжедмитриев I , II, III?
Почему в Смутное время была сильная политическая неустойчивость?
Почему весь народ поднялся на борьбу с захватчиками?
Задание 2. Дайте оценку поведению
Бориса Годунова
Лжедмитрия I
Василия Шуйского
“Семибоярщины”
К.Минина и Д.Пожарского.
Задание 3. Вопросы по надписи на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому ( аргументированные суждения):
Почему К. Минина назвали гражданином?
Почему “благодарная” Россия, а не от граждан России?
4. Работа в группах:
Учащиеся разбиваются на 4 группы, получают задания для каждой группы.
После обсуждения данного им задания (3-5 минут) каждая группа представляет ответ (3-5 минут).
Задание группе 1.
Гражданственность – это явление политико-правовое;
- это единство правовой и политической культур, в основе которого лежит нравственная культура.
В какие исторические периоды времени повышается гражданственность?
В чем гражданственность проявляется в наше время (для 10-х классов)?
Задание группе 2.
Гражданин обязан:
соблюдать Конституцию и др. нормативные акты;
платить налоги;
охранять природу, окружающую среду;
защищать Отечество;
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Что можно сказать о гражданской ответственности (защищать Отечество) применительно к событиям Смутного времени XVII в.?
Что больше проявилось в создании народных ополчений Минина и Пожарского? Гражданская ответственность или гражданское чувство (для 10-х классов)?
Задание группе 3.
Гражданин – это человек со сформировавшейся правовой и политической культурой, и который при этом нравственно воспитан?
В чем проявилась нравственная культура гражданина К.Минина в период освобождения Москвы от поляков?
Призыв К.Минина – не искать личных выгод, а все отдать на общее дело – С.М.Соловьев назвал “подвигом нравственного очищения”. Почему?
Что можно сказать о нравственной культуре гражданина нашего времени (для 10-х классов)?
Задание группе 4.
Гражданское общество – это социально-экономическое и культурное пространство, в котором свободные люди реализуют свои интересы.
Можно ли считать Смутное время историческим поворотом к гражданскому обществу?
Прав ли И.Е.Забелин, говоря: “Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно”? Прокомментируйте.
Как развивается гражданское общество на современном этапе
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель просит ответить учеников на следующие вопросы:
Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?
Чем понравилась (или не понравилась) работа в группе?
Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?