Программа по самообразованию Влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
Ардатовского муниципального района Нижегородской области

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с
______________________
Л.Н.Носкова


ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
МБДОУ д/с №2
Протокол № ___  от «____» сентября 2016г.



Программа по самообразованию
на 2016-2017 учебный год
воспитателя 1 квалификационной категории
Клюевой Ирины Александровны.
ТЕМА:
Влияние подвижных игр на физическое и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста











 



Ардатов 2016 г.

НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное
ГРУППА: группа раннего возраста
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2016г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2017 г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ: Совершенствовать двигательные навыки у дошкольников в процессе проведения подвижных игр; укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому и эмоциональному развитию.
ЗАДАЧИ:
Изучение педагогической, психологической, методической литературы по проблеме и Интернет – ресурсов.
Исследование актуальности проблемы в рамках нашего ДОУ.
Составление перспективного плана подвижных игр, картотеки подвижных игр и упражнений.
Выявление значимости подвижных игр в физическом и эмоциональном развитии детей
Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации двигательной деятельности воспитанников.
Развитие физических качеств воспитанников посредством организации подвижных и малоподвижных игр.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах двигательной активности детей дошкольного возраста.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей сформируется:
- использование детьми подвижных и спортивных игр в самостоятельной деятельности.
- формирование физических качеств: чувство равновесия, координация движений, ориентировка в пространстве, (ловкость, быстрота, сила), умения сосредоточится на движении в процессе игровой деятельности.
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:  
Условия проведения игр
Подготовка воспитателя к игре
Подготовленность места и физкультурного инвентаря
Организация подвижной игры
Длительность игры в целом, размещение детей
Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспитательных и двигательных задач
Самочувствие, поведение и настроение детей
Уровень педагогического мастерства воспитателя
Приемы эффективного руководства подвижной игрой
Общая оценка проведения подвижной игры
Предложения к совершенствованию методики проведения подвижных игр
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., - М., 2004.
Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, №12.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1986.
Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. «Просвещение», 1978. 158 с.
М.Ф.Литвинова. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 92 с. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. 
Зубкова Н. А. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста / Физическое воспитание детей дошкольного возраста; Сост. Л. В. Русскова. – М., 1982.
Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



АКТУАЛЬНОСТЬ:
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. 
Наблюдая за детьми, беседуя с родителями, наблюдая за взаимоотношениями детей и родителей, я сделала выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья  детей. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере. Лишают самостоятельности детей в самообслуживании, ограничивают детей в движении: дети очень мало ходят (родители их возят везде на машинах), одевают и раздевают, умывают, кормят из ложки. Но не всегда и воспитатели в полной мере уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей.
И как следствие у детей слабо развиты многие двигательные навыки, что подтверждают результаты педагогической диагностики. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нашем дошкольном учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.










ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Срок
Этап
Содержание работы
Практическая деятельность

Сентябрь - октябрь
Организационно - теоретический
1. Изучение нормативных документов
2. Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.
3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
4. Прогнозирование  результатов.
5. Мониторинг физических качеств.
1. Консультация для родителей «Подвижные игры – залог здоровья малышей»
2. Родительское собрание ««Растим детей здоровыми».
3. Рекомендации родителям по реализации ИОМ.

Октябрь - апрель
Накопительно - практический
1. Составление перспективного плана подвижных игр.
2. Выявление значимости подвижных игр в физическом и эмоциональном развитии детей.
3. Развитие физических качеств воспитанников посредством организации подвижных и малоподвижных игр.
4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах двигательной активности детей дошкольного возраста.
5. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации двигательной деятельности воспитанников.
6. Освещение данной темы на своем сайте.
7. Консультация для педагогов по теме самообразования.
1. Составление картотеки подвижных и малоподвижных игр.
2. Организация подвижных игр во время утренней гимнастики, ООД, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми.
3. Выпуск газеты «Здоровые дети – счастливая семья».
Тема: «Подвижные игры в жизни дошкольников».
4. Деловая игра с родителями «Путь к здоровью, силе и бодрости»
5. Детско – родительский проект «Будь здоров, малыш!»
6. Дестко- взрослый проект «Ручки хлопают, ножки топают».
7. Совместный досуг «Вечер подвижных игр»
8. Консультация для педагогов «Значение подвижных игр».
9. Участие в конкурсе педагогического мастерства.
10. Выступление на методическом объединении.

Май
Заключительный
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
2. Презентация результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
3. Планирование деятельности и перспектив развития.
4. Распространение опыта своей работы.
1. Презентация опыта «Вместе весело играть».
2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования























15