Интегрированный урок. Литературное чтение-Изобразительное искусство-Музыка 3 класс













Интегрированный урок-
литературное чтение – изобразительное искусство – музыка.
Тема урока:
«М.Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». И. Шишкин «Осень», И. Бродский Опавшие листья», В.Поленов «Осень в Абрамцеве».«Красота осенних листьев»(рисование с натуры). П.И.Чайковский «Осенняя песенка» - слушание. Д.Васильев –Буглай «Осенняя песенка» - исполнение».
3 класс.
Учитель Дегтярева В.Я.





Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; развивать умение видеть и чувствовать красоту осенней природы, красоту словесных и музыкальных картин осени; воспринимать и передавать пропорции оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев; прививать любовь к русской поэзии, живописи и музыке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; уметь работать с репродукцией картин, слушать и понимать музыкальные произведения; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному, увиденному и услышанному.
Оборудование: видеоурок о М.Ю. Лермонтове, презентация репродукций картин, выставка книг писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); альбомы, краски, кисточки, простые карандаши, запись музыкальных произведений.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Он снова ребят всех зовёт на урок.
Сегодня стихи М,Ю. Лермонтова будем читать,
Музыку слушать и рисовать.
В конце урока итог всему подведём
И «Осеннюю песенку» дружно споём.
- Ребята, кто в моём четверостишии услышал тему нашего урока?
- Что нам предстоит сделать на уроке?
- Как вы думаете, о чём будут произведения М.Ю.Лермонтова? Почему вы так решили?
- Назовите основные признаки осени в неживой природе?
- Как неживая природа влияет на живую природу?
2. Речевая разминка.
(Карточки со стихотворением у каждого на парте).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.
- О чём скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить).
- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые главные слова (Расстановка логического ударения).
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
3. Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова)
- Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили.
4. Введение в тему. Работа с репродукцией.
- Рассмотрите репродукцию картины А.Куинджи на с.146 учебника.
Архип Иванович Куинджи (1841 – 1910) –живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.
- Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину.
- Что хотел показать нам художник? (ответы детей).
- Определите тему и цели урока.
5.Работа по теме урока.
1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс».
- Сегодня мы ознакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс».
- Вспомните, что такое утёс. (Утёс – это высокая скала).
(Чтение стихотворения учителем)
- Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Он стоит одиноко и плачет).
- Сравните два стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» И «Утёс». Перечитайте их, чтобы выполнить это задание. (В этих стихах совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества).
- Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.
- Какие два образа запомнились вам? (Образ лёгкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утёс. Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс)
- Тучку поэт изобразил как живую. Докажите.(Ночевала, умчалась рано, весело играя).
- После посещения тучки как чувствовал себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась).
- Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.
- В чём же особенность этого стихотворения? (Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нём яркие картины, в нём звучит музыка).
2. Выразительное чтение стихотворения.
6. Физкультминутка.
Линейку на пол положу
И выпрямляюсь сходу.
Потом достать её могу
И выровняю позу.
Проделаю так много раз,
Чтоб отдохнуть от книжных фраз.
7. Продолжение работы по теме.
1. Работа с репродукциями картин об осени.
- Что объединяет все эти репродукции картин? Почему вы так решили?
- Какое настроение вызывают они у вас? Почему?
- Какая из картин вызывает весёлое настроение? Докажите.
2. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень».
- Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Какие строчки помогли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки).
- Каким вы себе представляете бор, где поникшие ели зелень мрачную хранят?
- Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть, потому, что она уже немолодая, тёмная. А лиственные деревья стоят голые).
- Как понимаете строчки?
Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит.
(Листья падают, деревья оголяются, и кругом всё видно. Поэтому и хочется укрыться).
- А сейчас ещё раз посмотрите на репродукции картин и скажите, какая из картин соответствует настроению стихотворения? Почему вы так решили?
3.Слушание пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песенка».
- Композитор П.И.Чайковский очень любил природу. Он посвятил ей цикл пьес, который назвал «Времена года». Закройте глаза и представьте картину, которую услышите в музыке.
- Какая музыка прозвучала? Докажите.
- Какие картины осени вы представили?
4. Выразительное чтение.
8. Рисование осенних листьев.
1. Рисование образца на доске и объяснение.
- Что же объединяет репродукции картин, музыка и стихотворение М.Ю.Лермонтова?
- Сейчас мы будем учиться рисовать осенние листья сложной формы (Образцы рисунков и сухие листья клёна, дуба, каштана).
(Учитель рисует на доске чуть большего размера, отмечает отношения пропорциональные листочка к черенку. Уточняется симметричность листка клёна с помощью осевой линии. Затем прорисовывается форма листа. Лёгкой линией наносятся очертания левой и правой сторон листа, зубчики по краям, жилки, форма и толщина черенка).
- Учащиеся выполняют рисунок с натуры своего листа.
- Раскрашивание способом «а-ля прима», то есть наносить цвет сразу и класть красочные мазки, близкие к натуральным. Положенные в полную силу цвета мазки в своих сочетаниях лучше передают живое восприятие натуры.
- Можно раскрашивать по сырому. Обратить внимание, что рисунок должен быть чуть больше натуры.
2. Самостоятельная работа детей.
3. Выставка рисунков.
- Какие оттенки палитры осени удалось отобразить?
- Как выразительно передали пропорции разных листьев?
4.Оценка работ.
9. Исполнение «Осенней песенки».
10. Рефлексия.
11. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке?
- С какими стихотворениями познакомились?
- Какие же осенние перемены произошли в природе?
- Как их может передать человек в своём воображении?
12. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова наизусть.
15