Интегрированный урок изобразительное искусство и музыка, 2 класс


Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства, 2 класс
учитель Субботина Н.А., МКОУ Симеизский УВК
Тема: Закрепление песни. Слушание музыки П. Чайковского «Времена года. Октябрь». Смешивание цветов с целью получения необходимых оттенков - «солнечные краски осени».
Цель:
расширять и углублять знания об осени, изображение её в музыкальных произведениях и в живописи;
расширять знания о творчестве композитора П. Чайковского;
развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный слух.
учить использовать палитру для смешивания красок с целью получения необходимых оттенков;
закреплять знания о тёплых и холодных цветах, ахроматических;
отрабатывать умение передавать в цвете настроение;
воспитание правил этики;
прививать любовь к прекрасному;
развивать речь, познавательные способности, интерес.
Оборудование:
музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»
портрет Чайковского
репродукции картин Левитана
педрисуноку каждого альбомный лист тонированной бумаги, краски, баночки с водой
портрет А.С. Пушкина.
Ход урока
1. Организация класса.
Приветствие «Здравствуйте, дети»^
Учитель (поёт):
- Здравствуйте, дети, Кати и Пети.
Ученики поют
-Здравствуйте.
Музыка
2. Актуализация опорных знаний.
1). Распевка класса.
- Пение с закрытым ртом;
- Пение гласных: а, о, у, ы;
- Попевка «Громко пойте».
3. Мотивация к учебной деятельности, сообщение темы урока.
Сегодня мы будем разными средствами изображения говорить об очень важной поре в жизни человека и природы. Что это за пора? Отгадайте загадку.
1). У берёзок, клёнов и осин
Кто – то походил и оказалось….
Что деревьев просто не узнать –
Зелени ни капли не осталось. (Осень)
Сегодня мы будем работать над выразительным исполнением песни «Осенняя песенка».
Продолжим знакомство с композитором, который много своих произведений посвятил осени.
2). Вспомнить слова 1 куплета, выделить главные слова в каждой строке.
Миновало … (лето),
Осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло
(Показ учителя)
3). Хоровое пение
Аналогично разобрать каждый куплет, определить главные слова, хоровое исполнение каждого куплета и песни в целом.
4). Индивидуальное пение (5-6 человек).
Какое настроение вызывает песня? Почему?
5). Сообщение учителя.
Продолжим знакомство с композитором П.И. Чайковским (портрет). Он сотрудничал с издателем журнала «Нувеллист» Бернардом, который заказал для журнала серию произведений, которым определил название «Времена года». В альбом вошли произведения о каждом месяце года. Сегодня мы послушаем музыку из этого сборника, который называется «Октябрь». Предлагаю учащимся представить, что они находятся в театре. Вспомнить как надо вести себя в театре.
6). Учащиеся закрывают глаза (слушание музыки).
Какие картины представили, слушая музыку? (ответы детей)
Что композитор хотел нам рассказать своей музыкой? (ответы детей)
Как называется эта музыка? (ответы детей)
Какое настроение вызывает? (ответы детей)
Сходно ли по настроению с песней, которую мы учили? (ответы детей)
Изобразительное искусство
1). Вступительное слово учителя (портрет А.С.Пушкина).
Ребята, но не только композиторы посвящали свои произведения осени, но и поэты, и художники. А.С. Пушкин писал (во время декламации учителем стихотворения учащиеся на компьютере рассматривают репродукции картин художников Левитана, Саврасова, Перова и др):
“Унылая пора...”
Какое настроение вызывает стихотворение? (печальное, но в то же время вызывает восхищение окружающие краски природы)
2). Рассмотреть репродукции картин Левитана «Золотая осень», «Осенний день». Какая картина по настроению подходит к теме урока?
3). Анализ картины.
Цвет неба (повторить ахроматические цвета)
Что хотел автор показать этим цветом? (настроение)
На фоне серого неба что выделяется? (яркие деревья)
С чем их можно сравнить? (со свечами, перьями жар-птицы)
Какие это цвета? (тёплые)
Вспомнить из урока чтения описание листьев (золотые монетки)
Как изобразить их на переднем плане? (анализ педрисунка).
Обращаю внимание на перспективу (если предметы удалены, то они мельче).
Какой кистью лучше рисовать? (широкой, без предварительной прорисовки карандашом) (Показ учителя)
Ветки деревьев процарапать по мокрому кончиком кисти.
4). Выполнение работ детьми (индивидуальная помощь учителя).
4. Рефлексия
Что понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?
5. Итог урока
Анализ работ (все работы выставляю на доске).
Отметить лучшие работы. При помощи чего мы смогли с вами изобразить осень? (песни, музыки, стихов, картин, рисунков)

Приложения
Приложение 1. Оборудование урока. Картины И. И. Левитана «Осенний день», «Золотая осень»; А.К. Саврасова «Осень», И.И. Бродский «Золотая осень», «Поздняя осень»





Приложение 2. Работы детей. Рисунки осени