Обобщение педагогического опыта. «Развитие младшего школьника на основе деятельностного подхода через различные формы учебного процесса»


Обобщение педагогического опыта
«Развитие младшего школьника
на основе деятельностного подхода
через различные
формы учебного процесса»
учителя начальных классов
I квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 1159 » ШО№ 2 г.Москва
Григуленко С.Л.
2017 г.
Условия возникновения, становления опыта
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе более 20 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России».
УМК «Школа России» ориентирован на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и является надёжным инструментом их достижения.
Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»)
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.
Актуальность и перспективность опыта
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В учебном процессе использую методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываю критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Уходит в прошлое практика, когда я работаю фронтально с целым классом. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место в работе я отвожу деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых универсальных учебных действий в реальных жизненных ситуациях.
В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных способностей.
Ведущая педагогическая идея.
Систематическое применение деятельностного подхода по развитию учебных универсальных действий в начальной школе через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования.
Цель опыта.
- определить возможности использования деятельностного подхода на уроках в начальной школе;
- через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.
Основные задачи.
- раскрыть понятие деятельностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;
- показать специфику применения деятельностного подхода в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного подхода обучения
Адресная направленность
Главная цель работы – оказать помощь учителям начальных классов и воспитателям ГПД в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
В опыте предпринята попытка рассмотреть вопросы, связанные с развитием младшего школьника на основе деятельностного подхода через различные формы учебного процесса.
Деятельностный подход описывается в данном опыте как средство, формирующее устойчивый интерес к учебному процессу в начальной школе; путь повышения эффективности усвоения учащимися универсальных учебных действий, освоения государственных образовательных программ и достижения соответствующих федеральным государственным стандартам; как инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся; как средство обретения молодым поколением культурных ценностей и традиций научного сообщества. Опыт поможет учителю повысить эффективность учебного процесса.
В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднения учителя при организации деятельностного подхода на уроке и во внеурочное время.
Приложения
Приложение №1
Урок открытия новых знаний.
Основные этапы деятельностного подхода
(структура урока открытия новых знаний).
Цель: формирование новых понятий.
Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
1-2 минуты
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4-5 минут
Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи.
Цель; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4-5 минут
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
7-8 минут
Способы: диалог, групповая или парная работа;
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
4-5 минут;
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4-5 минут;
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
7-8 минут;
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
2-3 минуты;
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
9. Домашнее задание.
Приложение №2
Уроки рефлексии.
Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
выявление индивидуальных затруднений;
локализация места затруднения;
выявление причины затруднения;
самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
Во время организационного момента учитель устанавливает
тематические рамки повторяемого содержания.
На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная
самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением
полученных результатов с образцами.
На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и
фиксируют допущенные ими ошибки.
На этапе устранения затруднений организуется выявление причин
зафиксированных затруднений и построение проекта выхода их них.
Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором
допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.
6.На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не
допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.
Приложение №3
Уроки-тренинги
Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа.
В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.
Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и
систематизации знаний учащихся.
Структура уроков – тренингов.
Постановка цели.
- Определение основных целей урока.
Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.
Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг,
берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал
поддержку, доброе отношение к нему.
Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три
варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.
В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.
Работа в парах (четверках).
- Поочередное высказывание мнений.
- Обсуждение.
- Принятие общего решения.
Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой
деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают:
учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.
Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
Экспертная оценка учителя.
После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
Самооценка.
Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.
Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь
идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может
включать 5 заданий.
Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.
В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается
соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по теме. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности.
Приложение №4
Уроки контроля.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.