Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: ОРКСЭ Модуль: Основы православной культуры


1Разработчик:Боярских Татьяна Геннадьевна – МКОУ СОШ №14, Восточный округ, Артемовский ГО Урок14 ХрамПредметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Курс: ОРКСЭМодуль: Основы православной культуры Тип урока: изучение нового материалаНа изучение данной темы отводится 1 час 3Цель: познакомить учащихся с особенностями православного храма 4 Задачи: познакомить учащихся с понятиями, с которыми он может встретиться в православном храме; воспитывать уважительное отношение к православной культуре, ее правилам и нормам. 5Формируемыеуниверсальные учебные действияРегулятивные универсальные учебные действия:определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на урокеумение оценивать результат своей деятельности. Познавательные универсальные учебные действия:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;построение речевого высказывания в устной и письменной форме;смысловое чтение как осмысление цели;.  6Коммуникативные универсальные учебные действияумение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;Личностные универсальные учебные действияУмение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм;Развитие этических чувствФормируемыеуниверсальные учебные действия 7Основные понятия:Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата, КанунРесурсы:Основные - учебник «Основы православной культуры» Андрей Кураев. Пособие для учащихся. М., 2009; Дополнительные - классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы ватмана и маркеры для групповой работы, листы с кроссвордами для работы в парах; раскраска «Храм», стихи «О храмах»Место проведение: учебный класс 8Педагогический инструментарийТехнология интерактивного обучения: мини-дебаты, разгадывание кроссворда «Храм»;Активные методы обучения: выборочное чтение, творческое домашние задания, просмотр видеоролика «О храме»;Групповые методы: «Водоворот мнений». 9Технология проведения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяI. Орг. момент. Цель: настроить учащихся на урок (1 мин)Учащиеся настраиваются на урок.Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, и вы сможете показать свои умения активно работать.Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Берись дружно, не будет грузно»Как вы думаете почему? (обобщение ответов детей) 10Технология проведения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяII. Формулирование темы урока (5 мин)Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся организовать формулирование темы урока учащимися;Учащиеся слушают колокольный звон, записывают слова на карточках, вывешивают на доску, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. Учитель формулирует задание, используя приём «Кластер», читает вывешенные слова на доске.Приём «Кластер» -Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.). -Какие первые ассоциации у вас возникли, запишите словом на листе бумаги и вывесите на доску карточку.Вывод: У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ХРАМ (слайд №1) 11Технология проведения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяIII. Постановка цели урока (3 мин.)Цель: подвести учащихся к формулированию цели урокаУчащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, при ответе выходят к доске и доказывают своё решение учащимся, которые выбрали противоположное высказывание.Формулируют цель урока.Учитель организует мини-дебаты, подводит итог этапа.Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу - Престол Которого небо и подножие-земля, а нам они нужны»- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:Я считаю, что человеку нужны храмы ….Я считаю, что человеку храмы не нужны… Вывод: большинство учащихся склоняется к тому, что человеку храмы нужны. А нам с вами нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? -Сегодня на уроке мы постараемся разобраться с понятиями, которые встречаются человеку в православном храме: священник, кадило, икона, иконостас, Царские врата, алтарь  12{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяIV. Работа с текстом.(10 мин) Цель: дать определения понятиям, которые встретятся в тексте.V. Физкультминутка (3 мин)Дети находят в тексте учебнике на с. 48-51 и рассказывают учителю о понятиях: Священник, Кадило, Икона, Иконостас, Алтарь, Царские Врата.-Просмотрим текст и обратим внимание на понятия:: священник, кадило, икона, иконостас, Царские врата, алтарьЗачитайте определение понятиям, которые даны в тексте.Учитель заслушивает ответы учащихся и сопровождает их показом слайдовТехнология проведения 13{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяVI. Закрепление знаний (работа в парах) (5 мин)Цель:закрепить знания, полученные на уроке-проверить умение работать с информацией;-организовать выполнение самопроверки, самооценки.Учащиеся смотрят видеоролик «В храме».Работают в парах, разгадывая кроссворд «Храм». Проверяют правильность ответов.Осуществляют оценку.Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда «Храм».-Ребята, сейчас мы сможем заочно побывать в храме, посмотрим небольшой ролик «В храме». Проверьте, как вы запомнили понятия, которые рассматривали на урокеУчащиеся смотрят фильм, разгадывают кроссворд.-Дайте оценку работы группы, отвечая на вопросы используя сигнальные карточки -справился ли я с этим заданием?(зеленая карточка) - сам справился или помогали? (желтая карточка)Вывод: какие понятия мы повторили?  Технология проведения 14{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяVII. Работа в группе (10 мин)Цель:организовать работу учащихся в групперешить проблемную ситуацию Учащиеся делятся на группы, получают листы ватмана и маркеры, записывают свои предложения.Представление результатов работы в группах.Отвечают на вопросы учителя. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений» В ближайшее время мы с вами пойдем на экскурсию в храм. Храм – это святое место, где нужно вести себя по-особенному. -Подумайте и запишите, правила поведения в храмеВывод урока: хочу подвести итог урока и спросить вас: а, нужны ли людям храмы?Технология проведения 15{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапыДеятельностьучениковДеятельность учителяIX. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин) Цель:организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.X. Домашнее задание (3 мин)Учащиеся заканчивают понравившееся предложение, оценивают свою деятельность на уроке  Учащиеся самостоятельно выбирают посильное для них заданиеУчитель организует рефлексию учащихся.Оцените свою деятельность на уроке, испоьзуя лист самооценки: Учитель предлагает детям домашнее задание по выборуСоздание фотоколлажа «Храмы Урала» Подготовка выразительного чтения стихов русских поэтов о храме»Нарисовать храмРаскраска «Храмы» Технология проведения