Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования


Преемственность ФГОС начального общего образования
и ФГОС основного общего образования
Отворилась вдруг дверь и вошел Человек…
Нам казалось - на миг…
Оказалось – на век…
Нам казалось, - что в класс,
Оказалось – в сердца,
Чтобы там оставаться уже до конца…
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сформированности умения учиться; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 
Переход из начальной школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Ошибочно считается, что преемственность выстраивается только на уровне содержания учебного материала, на самом деле необходимо продумывать преемственность и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Это связано с индивидуальными особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.
Учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. На МО регулярно проходит обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективно вырабатываются способы преодоления трудностей. Но даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Иногда случается, что в среднем звене теряются дети, несмотря на все их старания.
Какие же основные трудности испытывают  пятиклассники?
смена социальной обстановки;
изменение роли учащегося;
увеличение учебной нагрузки;
изменение режима дня;
разность систем и форм обучения;
нестыковка программ начальной и основной школы;
различие требований со стороны учителей-предметников;
изменение стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается   конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Возникают сложности организационного и учебного характера:
Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, учителя порой забывают о том, что у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, что это не лучшим образом скажется на результатах знания, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, , совместные поездки за город, экскурсии, написание писем болеющим детям и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом. (Про коллектив)
Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Наличие большей свободы и самостоятельности.
При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки – это не слова-синонимы. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Личностный контакт с учителями.
Нужно помнить забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
В 5-м классе увеличивается количество предметов, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам.  Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Следует   продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, оценки индивидуальных достижений учащихся.
Учителя начальных классов тесно взаимодействуют друг с другом, за плечами у них 4 года работы по ФГОС НОО. Другое дело – педагоги-предметники, которые только начали освоение новой для них образовательной программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.
В связи с этим возникает необходимость четкого планирования работы по следующим направлениям:
рабочие программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Для этого необходимо:
Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-ом классе учителями-среднего звена.
Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
Единство учебных требований в начальной и средней школе.
Преемственность систем оценивания предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости учителям среднего звена изучить критерии оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
Проведение проверочных работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
Учитывать специфику обучения одаренных детей (участие в олимпиадах)
Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Осуществление обратной связи (регулярная проверка дневников)
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будет взаимодействие педагогов начальной и основной школы.
Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует  методическую работу, поможет обнаружить скрытые резервы коллектива школы.
Изменения условий обучения, усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости
Причины возникновения проблемы:
Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; (часто учащиеся привыкают к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ)
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников; - нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,
Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
Существенное изменение родительского отношения к школе.
Необходимо работать над созданием единой образовательной среды, все учителя должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства. Необходимо организовать образовательный процесс, обеспечивающий формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, создать эффективную систему оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся.