Конспект основы исламской культуры Дружба и взаимопомощь





Конспект урока

ОРКСЭ

Тема: «Дружба и взаимопомощь»








Выполнила: учитель начальных классов Мухтарова Зульфия Ремзиевна

Тема урока: « Дружба и взаимопомощь » Цель: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Объяснить, что дружеские отношения могут иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками
Тип урока – открытие нового знания
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
  Личностные УУД:
 - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;  - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  Регулятивные УУД:
 - умение выражать свои мысли; - умение определять цель деятельности на уроке;  - умение определять успешность своего задания;
  Познавательные УУД:
 - формировать умение отбирать главное, синтезировать;  - оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;  - строить логическое рассуждение
  Коммуникативные УУД:
 - умение слушать и понимать других;  - умение оформлять свои мысли в устной форме;  - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы: проблемно – поисковый, словесный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная; групповая Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, звукозаписи детских популярных песен, раздаточный материал, пословицы на карточках, лепестки с чертами характера друга, карточки с правилами дружбы.

Ход урока.
I Организационный этап.
- Ребята! У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием. II. Поверка домашнего задания -Кто скажет, о чем говорили на прошлом уроке? (о добре, добрых поступках) -Как вы понимаете слово « добро»? ( ответы учащихся) - Что подготовили к уроку? (дети читают стихи, пословицы о добре) ДОБРО-нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.(слайд 1)
Добрые дела нужны в нашей жизни всегда. Их совершают для родных и близких, для друзей и соседей, для сирот и обездоленных, для всех тех, кто нуждается в помощи.(слайд 2).
III Мотивация учебной деятельности 1. - Посмотрите на экран. (слайд 3) - На экране слова: друг, приятель, товарищ. - Прочитайте слова. Что их объединяет? (дружба) - Дети, скажите пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба». (ответы детей) 2. Стихотворение о дружбе (читают учащиеся).
Что такое дружба? Это совесть чистая, И душа открытая. Так считают издавна. (после чтения стихотворения переворачивает лист со словом «честность»)
Что такое дружба? Дружба – это равенство. А дружить без равенства Никому не нравится. (после чтения стихотворения переворачивает лист со словом «равенсво»)
Что такое дружба? Если станет туго, То во всем как на себя Положись на друга. (после чтения стихотворения переворачивает лист со словом «верность»)
Что такое дружба? Крепкая опора. Вместе верные друзья Могут сдвинуть горы. (после чтения стихотворения переворачивает лист со словом «опора»)
Что такое дружба? Это счастье, дети. Это небо чистое. Мир на всей планете. (после чтения стихотворения переворачивает лист со словом «мир»)
-Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на уроке? (дети предполагают «о дружбе») -Правильно, ребята.(учитель крепит на доске первое слово темы «ДРУЖБА»)
Какое прекрасное слово – «дружба». (слайд 5) Дружба – это добрые отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общих интересах.
- Верно ребята, на данных качествах и держится крепкая дружба.
3.Работа с иллюстрациями.
- Первая дружба начинается в семье. Мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе.(слайд 6)
- Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
- А сейчас внимание на экран. Назовите друзей известных героев произведений.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) (слайд 7) 2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.) (слайд 8,9) 3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) (слайд 10) 4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) ( слайд 11) 5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и черепаха.) (слайд 12) 7. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? Назовите друзей Маугли. (волк Акела. удав Каа, пантера Багира, медведь Балу) (слайд 13).
-Герои наших произведений помогали друг- другу в трудную минуту. Как вы думаете, о чем еще мы будем общаться на уроке? (помогать друг- другу, поддерживать в трудную минуту) Учитель вывешивает второе слово темы «ВЗАИМОПОМОЩЬ» -Давайте теперь ребята прочитаем тему нашего урока
«Дружба и взаимопомощь»
IV Работа над темой урока «Будьте братьями, помогайте друг- другу, не обижайте людей, не ссорьтесь»- такой совет дает один из хадисов( сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем.) (слайд 14)
Вспомним вот такой рассказ о дружбе. Один человек пришёл к своему другу и попросил денег. Тот дал нужную сумму, но сам расстроился. « Почему ты огорчился?» - спросила у него жена.
- Как вы думаете, что ответил жене муж? - Обсудите в своих группах эту ситуацию и выскажите свое мнение.
(Ответы учащихся)
Чтобы узнать, что же на самом деле ответил друг, вам необходимо открыть учебник на с. 77, и прочитать рассказ до конца. (Читает один ученик) - Почему расстроился друг? (Ответы учащихся) Ассоциативный куст
-У каждого из нас может быть один или несколько друзей. Что отличает друга от остальных товарищей?
- Подберем слова, которые помогут нам представить настоящего друга. Какими качествами он должен обладать? Работа в группах. (Дети вывешивают лепестки с качествами настоящего друга: добрый, честный, отзывчивый, правдивый, смелый, верный, преданный, доброжелательный, веселый). ФИЗМИНУТКА Работа с учебником Мусульмане всегда высоко ценили настоящую дружбу. Часто друзья становятся самыми близкими людьми. Не случайно существует обычай, когда друзья объявляют себя побратимами, то есть братьями. У народов Северного Кавказа этот обычай называется куначеством. - Откройте учебники на с. 78 прочитайте, что говорится об этом обычае?
Работа в группах (учащиеся читают, обсуждают в группах) Обсуждение.(слайд 16-20)

V. Самоанализ «Можно ли меня назвать настоящим другом?»
Работа с раздаточным материалом. Дети получают карточки с определениями настоящего друга.
1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем,
что сам имеет.
3. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
4.Настоящий друг – это тот, кому ты доверяешь.
5. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
6. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
- Попробуйте вместо слов «настоящий друг» поставить слово «Я».
- Какой можно сделать вывод? В каждом из нас присутствуют положительные и отрицательные черты характера. Нужно развивать хорошее в себе и искоренять плохое.

Рефлексия - Сейчас мы с вами попробуем изобразить радугу дружбы. Для этого каждый из вас на приготовленных кружочках нарисует свое настроение «дружбы». На доске мы соеденим наше настроение в большую дружную радугу, которая будет дарить нам свои улыбки. И когда кому-то вдруг станет грустно , он подойдет к радуге и вспормнит как много у нег хороших друзей. ( Дети рисуют смайлик и крепят его на радугу)
Итог.
- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- А закончить наш урок я хотела бы следующим четверостишием:
Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица - с небом, Как поле - с плугом, Как ветер - с морем, Трава - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами.
- Я желаю вам оставаться такими же замечательными, какие вы есть! Пусть всегда с вами рядом будут настоящие друзья!
Домашнее задание
1. Напишите рассказ о своём друге.
2. Нарисуйте иллюстрации по теме «Мой друг».











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




:ђ Заголовок 215