Методическая разработка урока по ОРКСЭ на тему: Паломничество в Мекку


План - конспект урока по курсу ОРКиСЭ 4 класс.
Подготовлен учителем истории «Капкайкентской СОШ им. Б.А.Магомедова»
Урок 15.
Тема: «Паломничество в Мекку».
Цели: формирование понятия «паломничество (хадж) », «Кааба»; знакомство с преданием о пророке Ибрахиме, Хаджар и их сыне Исмаиле. Раскрыть значения Мекки для мусульман разных стран мира, какие обряды проводятся во время хаджа. Как завершается Хадж. Воспитывать уважение к традициям ислама. Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Задачи: актуализировать знаний учащихся, работа с основными понятиями, развивать навыки работы с текстом
Виды деятельности: беседа, работа с учебником, подготовка к беседе с членами семьи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презинтация.
Основные термины и понятия: Хадж - паломничество, Кааба. Мекка. Замзам, Паломник, Курбан-байрам.
Предварительная подготовка: подготовка презентации.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
Подготовка к уроку.
2.Проверка домашнего задания - фронтальный опрос.
Что означает закят.
Кому раздают закят.
Для чего предназначено пожертвование?
Куда еще мусульмане отдают закят?
Попробуйте объяснить, почему закят считается свидетельством веры.
Как мусульмане относятся к богатстве и бедности?
Какой праздник отмечают в день окончания хаджа.
3. Основная часть (рассказ учителя):
1.Запись темы урока в тетрадь (слайд №3).
2.Предание о появление Мекки (слайд №4).
Пророк Ибрахим вместе с Хаджар и Исмаилом забрели в пустыню.Оставив там сына с матерью, вернулся к Саре . Они жили в пустыне, но скоро у них кончилась вода. Мать оставила малыша и пошла искать источник воды. Долго бродила, семь раз обежала холмистую местность, но так не нашла воды. Вернулась в палатку не надеясь увидеть своего сына живым. А в это время Исмаил ножками сучил по песку и на этом месте начал бить источник Замзам (слайд №5).
Возле источника появились арабы, появился город. Люди помнили, что здесь жил чудесный ребенок, который по воле бога заставил воду бить из – под земли в пустыне. Арабы считают Исмаила Своим прародителем.(слайд №6). Когда Ибрахим пришел проведать жену и сына, он не узнал эти места.(слайд №7). Здесь Исмаил и Ибрахим построили Каабу, которая стала первым храмом Аллаха на земле. Так появилась Мекка.(слайд №8).
Мекка является колыбелью ислама. Здесь родился и жил пророк Мухаммад. Здесь ему был ниспослан Коран.(слайд №9). В Мекку со всех концов Земли прибывают миллионы мусульман совершить хадж. Одевают одежду из белой ткани.(слайд №10). В Мекку со всех концов Земли прибывают миллионы мусульман совершить хадж. Одевают одежду из белой ткани.(слайд №11). Кааба покрыта черной тканью с надписями из Корана.(слайд №12). Паломник подходит к тому углу, куда вделан Черный камень. Они целует его или притрагивается к нему рукой. Затем семь раз обходит Каабу, молятся и пьют воду из Замзама. Также когда-то Хаджар в поисках воды.(слайд №13). Хадж завершается праздником Курбан- байрам.(слайд №14).Курбан- байрам. Праздник жертвоприношения, когда мусульман
во всем мире забивают крупный рогатый скот в
память о Жертвоприношении Авраамом своего сына.
В этот день мусульманские паломники проводят время
в молитве, бросают камешки в каменный столб представляющий дьявола и бреют после этого свои головы. (слайд №15). Потом паломник возвращаются в Мекку, чтобы на прощание вновь обойти Мекку.(слайд №16).
5.Вопросы и задания (слайд №17).
Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина.
Как появление Мекки описано в древнем предании. Почему арабы считают Исмаила своим прародителем?
Как проходит хадж?
Какие обряды проводятся во время хаджа.
Какое значение имеет Мекка для мусульман?
6. Домашнее задание: (слайд №18).
Домашнее задание:
прочитать Урок 15 стр. 48-49.
Дома поговорить с родителями на тему
«Как празднуют мусульмане Курбан-байрам? Что значит для мусульман этот праздник?»