Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность учащихся


Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность учащихся
Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего  образования. Это связано с совершенствованием  техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Школа является  составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь  на имеющийся  жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность.
Слайд 2: Основными характеристиками познавательной активности являются:
естественное стремление школьника к познанию;
положительное отношение к учебе;
активная познавательная  деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение  значимого для ребенка результата.
Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения. В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы.
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.
Слай 3: Методы обучения классифицируют по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности. 
 Слайд 4: К методам, классифицируемым по источнику знаний, относятся: 
словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся);
наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся);
практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).
Ведущее место занимают словесные методы, которые подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Определенный интерес представляют методы, в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся в обучении. К ним относятся:
Слайд 5:
объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный) (основное назначение метода  - сообщение готовой информации разными средствами, идет чувственное познание материала);
репродуктивный метод (основное назначение метода  - организация деятельности учащихся по неоднократному  воспроизведению усваиваемых знаний);
проблемный метод (основное назначение метода  – раскрытие в изучаемом учебном материале   различных проблем  и показ способов их решения); 
частично-поисковый метод (эвристический). Основное назначение – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной  постановке и решению проблем;
исследовательский метод (способ организации  творческой деятельности по решению новых задач).
Но тем не менее:
Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современный учитель? Приведенные ниже примеры выстраивания особых отношений между учениками и учителем направлены на решение проблемы школьной мотивации.
Слайд 6:
Стимулирование познавательной активности учащихся:
1 дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.);
2 наглядность;
3 творческие работы по разным предметам;
4 участие в предметных олимпиадах;
5 научно - исследовательская деятельность;
6 проектная деятельность учащихся;
7 внеклассные мероприятия по предметам;
8 индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов);
9 дифференциация (разноуровневые задания).

Так же необходимо использование различных педагогических технологий:
- игровые;
- личностно- ориентированные;
- развивающие;
- проблемное обучение;
- компьютерные;
- интегрированные уроки;
- карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
Хотелось бы более подробно остановиться на одной форме мотивирующей познавательную активность именно наших старшеклассников.
Ежегодно победители муниципальных олимпиад выезжают на сессию старшеклассников в город Ханты-Мансийск. И это является одной из форм стимулирования обучающихся.
Слайд 7: 10 юбилейная сессия старшеклассников проходила в г. Ханты-Мансийск, на базе Югорского физико-математического лицея. Сам лицей находится в здании Югорского научно-исследовательского института информационных технологий.
Слайд 11: Я присутствовала на одной из лекций по математике в 9 классах, и на уроке преподаватель проводил такую игру – соревнование.
Слайд 12: 12 задач решают 6 команд, кто быстрее, задачи решаются по 2, на каждые 2 задачи даётся по 15 минут, по истечении времени, переходят к следующей паре задач………и т.д.
Мне так кажется, что такую игру – соревнование можно провести в старших классах, с более высоким уровнем знаний…
Ну и из личного опыта, в пятых классах у меня на ура проходят интернет олимпиады, дети с нетерпением ждут новых задач и головоломок, и ещё с большим нетерпением и переживанием ждут результаты. За первое полугодие этого учебного месяца я провела 3 интернет олимпиады:
Международная интернет – олимпиада «Слон» - центр «Снейл»
Всем известная пермская интернет олимпиада.
олимпиада от издательства «Инфоурок»
«Слон»
1 Авраменко Юлия Владимировна Фазылова Эвелина 5 3 3
2 Авраменко Юлия Владимировна Адвахова Надежда 5 Лауреат 4
3 Авраменко Юлия Владимировна Курочкин Максим 5 34 27
4 Авраменко Юлия Владимировна Коростелёв Юрий 5 38 31
результаты олимпиады от «Инфоурок»
1 Авраменко Юлия Владимировна Фазылова Эвелина 5 2
2 Авраменко Юлия Владимировна Адвахова Надежда 5 3
3 Авраменко Юлия Владимировна Рябова Виктория 5 2
4 Авраменко Юлия Владимировна Ширинбекова Асият5 2
5 Авраменко Юлия Владимировна Закиева Карина 5 1