Выступление на педагогическом совете Стили семейного воспитания


Стили семейного воспитания
По наблюдениям за воспитанностью и поведением школьников часто задаем вопрос, почему дети ведут себя по-разному? Причин на это несколько. Одна из составляющих - это стиль семейного воспитания. Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В психологии и практике детско-родительские взаимоотношения изучали А.Я.Варга, В.В.Столин, А.С.Спиваковская. Наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова. Он выделяет следующие стили семейного воспитания. Это попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания не выполнять. Много отрицательных черт формирует такой стиль воспитания.
Состязательный стиль семейного воспитания. При состязательном стиле семейного воспитания родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Родители дают возможность ребенку попробовать себя в различных видах деятельности. Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. С детства они могут быть дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. В воспитании таких детей требуются совместные усилия с педагогом. Это помогает таким ученикам открыть все лучшее, что в них заложено природой.
Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. В воспитании ребенка не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе дать только рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.
Предупредительный стиль семейного воспитания. Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен болезненностью ребенка или особенностями характера родителей. Из-за болезни ребенка родители становятся чрезвычайно мнительными. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором. Взрослые делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению. Имея хорошие способности к учебе, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны.
Контролирующий стиль семейного воспитания. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка и мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе грубость, они становятся беспощадными по отношению к другим людям. В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. В коллективе они становятся изолированными детьми.
Сочувствующий стиль семейного воспитания. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, отсутствие одного из родителей. В таких семьях ребенок с детства предоставлен сам себе. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Ребенок не желает говорить о себе, и рассказывать о своей семье. Родители понимают, что их задача — научить ребенка жить в реальном мире. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. Этим учащимся характерны черты: чуткость и внимательность, правдивость, честность, вежливость и уравновешенность.
Гармоничный стиль семейного воспитания. В таких семьях ребенок является всегда желанным. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний. Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У таких учащихся развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его. У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу. Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении.
В воспитании ребенка используется не только один стиль. Они могут или доминировать, или проявляться иногда. В каждой семье есть определенные принципы воспитания детей и обязательно - личный пример родителей. В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Хаотический стиль семейного воспитания
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.
Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.
Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  
Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 
Литература
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007
5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.