Деятельность психолого-педагогической службы образовательного учреждения по профилактике семейного неблагополучия. Правовые механизмы противодействия насилию над детьми в семье


Деятельность психолого-педагогической службы образовательного учреждения по профилактике семейного неблагополучия. Правовые механизмы противодействия насилию над детьми в семье. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу (Доктор педагогических наук, профессор Галагузова М.А.) Функции семьи социально-статусная воспитательная экономическая первичного социального контроля репродуктивная духовного общения хозяйственно-бытовая досуговая Функция семьи Общественная функция Индивидуальная функция Репродуктивная Биологическое воспроизведение общества Удовлетворение потребности в детях Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребностей в родительстве Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других Экономическая Материальное поддержание несовершеннолетних Получение материальных средств одними членами семьи от других Первичного социального контроля Моральная, правовая и социально-нормативная регламентация поведения Формирование и поддержание моральных, правовых и социально-нормативных санкций за недолжное поведение Духовного общения Духовное развитие личности Духовное взаимообогащение Функция семьи Общественная функция Индивидуальная функция Эмоциональная Эмоциональная стабильность индивида Получение психологической защиты и эмоциональной поддержки Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей Социального статуса Представление определенного социального статуса, воссоздание социальной структуры общества Удовлетворение потребности в социальном продвижении Коммуникативная Формирование коммуникативной компетентности личности Овладение ролями в коммуникациях в семье и вне семьи Досуговая Социальный контроль досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга Классификации семей (Доктор педагогических наук, профессор Галагузова М.А.) Благополучные семьи Семьи «группы риска» Неблагополучные семьи Асоциальные семьи  неполные семьи  малообеспеченные семьи  многодетные семьи  семьи беженцев  семьи военнослужащих  семьи безработных семьи с ребёнком или родителем-инвалидом семьи с плохими жилищными условиями семьи с деструктивными взаимоотношениями семьи на грани развода  несовершеннолетние родители и др.  семьи с недостатком семейных ресурсов конфликтные семьи нравственно неблагополучные семьи педагогически некомпетентные семьи Семьи «группы риска» Характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучныеСправляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением силДля них существует повышенный риск перейти в разряд проблемных при неблагоприятном стечении обстоятельств Признаки здоровой семьи Каждый член семьи имеет возможность выражать свои чувства Каждый член семьи является признанным и ценнымУ каждого члена семьи есть возможность выбораРитуалы, семейные традиции и обычаи для выражения близостиОткрытая привязанность членов семьи друг к другуЧувство юмора, шутки игрыЯсные ожидания членов семьи друг от другаНаличие общих ценностейЕстественные отношения, наличие эмпатии, прямое общениеСемья дает «корни» и «крылья» Семьи «группы риска» неполные семьимногодетные семьисемья с ребёнком или родителем-инвалидоммалообеспеченные семьисемьи с плохими жилищными условиямисемьи беженцевсемьи военнослужащих семьи безработныхсемья с деструктивными взаимоотношениямисемья на грани разводасемьи, где родителями являются несовершеннолетние дети и др.Шипицына Л.М., заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор, ректор Института социальной педагогики и психологии Неблагополучная семья - семья, «в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети» /Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: 2003/она имеет низкий социальный статус в какой-либо сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно ее адаптивные способности снижены процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно Классификации неблагополучных семей Алмазов Б.Н. выделил 4 типа неблагополучных семей:Семьи с недостатком семейных ресурсовКонфликтные семьи с напряженной обстановкой между родителямиНравственно неблагополучные семьиПедагогически некомпетентные семьи Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадоптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986 Классификации неблагополучных семей Шипицына Л.М. выделила 3 типа неблагополучных семей:Конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех неблагополучных семей ), с преобладанием конфронтационного стиля отношенийАморальная – характеризуется забвением всяких моральных и этических нормПедагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры Асоциальные семьи - характеризуются пренебрежением родителей к общепринятым социальным и моральным нормамродители ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям дети воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения Структура социальной адаптации семьи Социальная адаптация Социально – экономическая адаптация Социально – психологическая адаптация Социально –культурная адаптация Психологический климат семьи Социально - ролевая адаптация Материальное положение семьи Общая культурасемьи Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье Цель: определить, есть ли угроза жизни и здоровью ребёнка Диагностика решает задачи комплексного углублённого изучения семьи, результаты которого будут основой для оказания семье необходимой поддержки Диагностика неблагополучия ребёнка в семье - это процесс, который имеет определённую временную протяжённость Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребёнка, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего Тип и глубина диагностики зависят от особенностей конкретной ситуации, степени неблагополучия, семейных условий и обстоятельств Основные аспекты в жизни ребенка, подлежащие диагностике структура и демографические характеристики семьиосновные события или кризисы в истории семьикультурный и социально-экономический статус семьисемейное функционирование и механизмы решения проблемважные события, происходившие в период рождения ребенка и основные вехи в его развитиипроблемы ребенка, связанные со здоровьемособенности обучения ребенка, образовательная среда ребенкаадаптивное поведение ребенка, его социальные контакты и взаимодействие Диагностика выявляет:основную проблему семьистепень осознания проблемы её членами какие усилия предпринимает семья для её решения какие факторы мешают семье решить свою проблемуЭффективность диагностики определяется точностью и полнотой оценивания ситуации Потребности ребёнка и семьи изменяются с течением времени. Поэтому необходимо рассматривать процесс диагностики как спираль, постоянно находящуюся в движении и чувствительную к переменам в потребностях ребёнка и семьи Диагностика может быть определена как процесс, при котором систематически собираются и анализируются данные, необходимые для ответа на основные вопросы: Каково на данный момент социальное функционирование ребёнка, включая его потребности? Какие особенности социальной среды активизируют или замедляют его социальное функционирование? Какие цели и задачи по изменению ситуации неблагополучия ребёнка в семье (в порядке приоритетности) должны быть определены и включены в программу реабилитации? Какие ресурсы, и услуги необходимы для достижения этих целей и задач?Как будет оцениваться достижение поставленных целей и задач?Какие критерии будут использоваться для оценки результатов? Учитывается выраженность факторов дискомфорт в настоящемэмоциональная защищенностьпринятие на себя ответственности за существующую проблемуготовность действовать эффективновидение другого, лучшего будущего Обоснованность вмешательства в жизнь семьи необходимость обеспечения безопасности ребёнканарушение естественных прав личности ребенка Всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей Вмешательство в жизнь семьи нарушает её автономию и автономию личностей - членов этой семьи. Нарушение такой автономии может происходить только тогда, когда имеются определённые симптомы неблагополучияРешение о вмешательстве в дела семьи принимает территориальный орган опеки и попечительства на основании информации субъектов профилактики детского неблагополучияВторжение это должно быть не репрессивным, а социализирующим, ориентированным на выработку способности семьи в дальнейшем самостоятельно разрешать свои проблемы Принципы взаимодействия специалиста с семьей 1. Приоритет семейных форм воспитания2. Автономия семьи 3. Раннее - не репрессивное, а социализирующее - вторжение Для определения типа вмешательства выделяют три категории семей Семьи с вероятностью нормального функционирования, стабильности и способности защищать своих детейСемьи, которые склонны оставаться такими, какие они есть, но способны предоставить защиту ребенку или позволяют это делать другим (стабильность в таких семьях вероятна)Семьи, не склонные к изменениям, не обладающие способностью обеспечить защиту детей Проблемы специалистов Многие термины не имеют четких определений, поэтому многие важные для дальнейшей жизни ребенка решения могут приниматься субъективноНе существует однозначных критериев для отнесения ребенка (семьи) к той или иной группе рискаНе существует единого для всех служб (ведомств) алгоритма и инструментов оценки ситуации в семьеУстройство детей на государственное обеспечение или в замещающую семью не подчиняется строгим правилам и не всегда учитывает потребности и интересы ребенкаПрофилактические работы, направленные на поддержку семьи, недостаточно скоординированы Диагностическая работа с детьми, находящимися в неблагополучных семейных условиях, - это определённая система, которая проводится в несколько этапов, различающихся по своим целям, задачам и методам Для уменьшения риск ошибочного заключения необходимо: использовать технологию командной работы осуществлять сопровождение семьи в процессе оценки её воспитательного потенциала вводить супервизорский контроль за качеством оценки и помощи постоянно повышать профессиональный уровень специалистов В основе проведения диагностики неблагополучия ребёнка в семье лежит принцип «ветвящегося дерева» (последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе) Этапы диагностики Первый этап диагностической работы направлен на оценку состояние ребенка и его социальной ситуации развитияЦель: выявление прав и интересов ребенка, нуждающихся в защитеЗадачи: определить способность семьи самостоятельно выполнять свои основные функцииопределить вид социальных услуг (поддерживающих или защищающих), в которых нуждается семьяМетоды: осмотр, беседа с ребенком, анализ документов, обследование условий жизни ребенка, беседа с родителями (законными представителями) ребенка Результаты первого этапа обследования определяют комплекс первоочередных мер по оказанию помощи ребёнку и задачи второго этапа, которые решаются в индивидуальной программе реабилитации ребёнка и его семьиЕсли непосредственной угрозы для жизни и здоровья ребёнка нет, но ситуация для ребёнка в семье может быть охарактеризована как неблагополучная, специалисты переходят к следующему этапу диагностики и производят углублённую оценку В отдельных случаях диагностическая работа ограничивается первым этапом (результаты первичной диагностики не выявили нарушения других прав ребёнка) Этапы диагностики Второй этап диагностической работы направлен на формирование индивидуальной программы реабилитации ребёнка и проводится после оказания первоочередных мер помощи ребёнку содержание этапа связано с характером ситуации неблагополучияпринимают участие различные специалисты, в зависимости от индивидуального плана диагностики используется методика системной оценки ребёнка и семьисоздаётся программа реабилитации, максимально отвечающая потребностям и интересам ребёнка, а также принимаются важные для его последующей жизни решения На данном этапе составляется План оказания помощи семье Основные параметры комплексной диагностики ребёнка и семьи: потребности развития ребёнка возможности родителей (лиц, их замещающих) удовлетворять потребности детей надлежащим образом влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать ребёнка Цель комплексной оценки семьи - максимально точное определение потребностей семьи и ребёнка, определение ключевой проблемы и причин возникновения трудностей, а также выявление слабых и сильных сторон семьи Параметры оценки потребностей ребёнка Здоровье определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов Забота о здоровье должна включать: должное медицинское обслуживание в случае болезни, адекватное и полноценное питание, соответствующие физические нагрузки, вакцинацию при необходимости, обследования по мере роста, наблюдение у различных специалистов (окулиста, стоматолога, и др.)Для детей старшего возраста профилактикой заболеваний станет сексуальное образование и консультирование о факторах, пагубно влияющих на здоровье, например, о злоупотреблении табаком, алкоголем, наркотическими веществами и др. Параметры оценки потребностей ребёнка Образование (учитываются все области умственного развития ребёнка, начиная с рождения): Есть ли у ребенка возможности для игры и общения с другими детьми Есть ли доступ к игрушкам и книгамПриобретает ли ребёнок необходимые навыки, сформированы ли интересы, гордится ли он личными достижениями и успехами Интересуются ли взрослые учёбой и достижениями ребёнка Есть ли у ребёнка такой взрослый, который принимает во внимание особенности развития ребёнка и его образовательные потребности, включая специализированное образование для ребёнка с нарушением развития Параметры оценки потребностей ребёнка Эмоциональное развитие и поведение: адекватность реакций ребёнка (его эмоции и поведение) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых, затем, по мере роста ребёнка, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи природа и качество ранней привязанности, особенности темперамента, адаптация к изменениям, реакция на стресс степень самоконтроля Параметры оценки потребностей ребёнка Идентичность:чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личностиотношение ребёнка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценкарасовая, религиозная принадлежность возраст, пол и половая идентичность наличие ограниченных возможностей чувство принадлежности к семье приятия ребёнка семьёй, группой сверстников и обществом в целом, включая другие культурные группы Для ребёнка, воспитывающегося под опекой:знания о своём прошлом, своих корнях, принятие прошлогоотсутствие негативного отношения к биологическим родственникам ребёнка со стороны замещающих родителей Параметры оценки потребностей ребёнка Семейные и социальные отношения:наличие стабильных эмоциональных взаимоотношений с родителями или лицами, их заменяющими наличие хороших взаимоотношений с братьями и сёстрами соответствующие возрасту ребёнка взаимоотношения с другими сверстниками и взрослыми вне семьидружеские отношения семьи к друзьям ребёнка развитие эмпатии (сопереживания) и способности поставить себя на место другого Параметры оценки потребностей ребёнка Социальная презентация: понимание ребёнком того, как его внешность, поведение воспринимают окружающие, какое впечатление он производитсоответствие одежды ребёнка его возрасту, полу, культуре и религии опрятность и личная гигиена прислушивается ли ребёнок к советам родителей или лиц, их заменяющих, о том, как нужно выглядеть и вести себя в различных ситуациях Параметры оценки потребностей ребёнка Навыки самообслуживания (ухода за собой): освоил ли ребёнок практические навыки ухода за собойэмоциональные и коммуникативные навыки, необходимые для развития независимости и самостоятельности Для детей раннего возраста:практические навыки одевания и принятия пищи, туалета и пр. Для детей старшего возраста:развитие практических навыков, необходимых для самостоятельного проживанияпоощряют ли ребёнка приобретать навыки решения социальных проблемвлияние на ребёнка его ограниченных возможностей или других социальных обстоятельств, которые препятствуют или способствуют развитию навыков самообслуживания Параметры оценки возможностей родителей Основной уход: обеспечение основных физических потребностей ребёнкапредоставление соответствующей медицинской помощипредоставление пищи, воды, тепла, крова, необходимой одежды, соблюдение адекватной личной гигиены Параметры оценки возможностей родителей Обеспечение безопасности (надлежащая защита ребёнка от вреда или опасности):защита от контакта с опасными взрослыми, другими детьми, защита от причинения вреда самому себе признание родителями того, что риск и опасность существуют как дома, так и за его пределами Для ребёнка раннего возраста: обеспечение безопасных условийДля детей старшего возраста: знания о безопасном поведении и соблюдение навыков безопасного поведения Параметры оценки возможностей родителей Эмоциональное тепло: удовлетворяют ли родители эмоциональные потребности ребёнка, дают ли почувствовать ребенку, что его ценят прививают ли положительное чувство собственной национальной и культурной идентичности удовлетворяют ли потребности ребёнка в надёжных, стабильных и любящих отношениях со значимыми взрослыми проявляют ли такт и отзывчивость, тепло, поощрение, нежность, создают ли эмоциональный комфорт Параметры оценки возможностей родителей Обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребёнка: интеллектуальное развитие ребёнка посредством поощрения, стимулирования и демонстрации социальных возможностейразвитие потенциала ребёнка через взаимодействие, общение совместная игра разъяснение возможностей образования позволяют ли родители чувствовать ребёнку свою успешностьмогут ли обеспечить учёбу в образовательном учреждениипрививают ли навыки самостоятельной жизни Параметры оценки возможностей родителей Руководство поведением и установление границ в поведении ребёнкапредоставление ребёнку возможности регулировать свои эмоции и поведениеразвивать умение демонстрировать и моделировать соответствующее поведение, контролировать собственные эмоции, взаимодействовать с другими людьмиустанавливать границы поведения так, чтобы ребёнок смог развить внутреннюю систему моральных ценностей, сознание, социальное поведение, стать самостоятельным взрослым, обладающим собственными ценностями и потенциалом Устанавливать границы - не значит препятствовать познавательной активности ребёнка, учёбе, социальным отношениям Параметры оценки возможностей родителей Обеспечение стабильности: создание стабильного семейного окружения, позволяющего ребёнку сформировать и сохранить надёжную привязанность к основным воспитателям, за счёт чего обеспечивается оптимальное развитие личности Родителям необходимо постоянно проявлять эмоциональное тепло, последовательно реагировать на поведение ребёнка Параметры оценки семейных факторов и факторов окружения история семьи родственникижильёработа (занятость) доход социальные связи семьи ресурсы по месту жительства Выделенные показатели не являются равнозначными для жизни ребёнка, но отсутствие каждого из них создаёт предпосылки для детского неблагополучия По итогам диагностики могут быть выделены характерологические личностные и поведенческие особенности детей: особенности структуры самосознания ребёнка: представления о своих качествах, способностях и возможностях; уровень самооценки; полоролевая идентификация особенности эмоционального развития: умение обозначать чувства и переживания в речи; способность к эмпатии; сформированность социальных эмоций; уровень тревожности; уровень агрессивности (вербальная и физическая агрессия); уровень импульсивности особенности сферы общения: уровень коммуникативной компетентности; умение согласовывать свои действия с действиями членов семьи; наличие навыков разрешения конфликтных ситуаций; умение ориентироваться в семейной системепотребности ребёнка: уровень удовлетворенности базовых физиологических потребностей; уровень удовлетворённости социальных потребностей (в любви, дружбе, общении с людьми); уровень удовлетворённости потребности в само реализации (в развитии своих возможностей, способностей) Принципы, на которых основывается проведение углублённой комплексной оценки семьи: Оценка должна быть ориентирована на ребёнка Оценка должна основываться на знаниях о возрастных нормах развития ребёнка Оценка должна обеспечивать равенство возможностей Оценка подразумевает работу с ребёнком и семьей Оценка основывается на определении как сильных сторон семьи, так и имеющихся трудностей Оценка предполагает междисциплинарный подход и совместную деятельность разных организаций при оказании помощи ребёнку и семье Оценка - процесс непрерывный. Сведения о семье подлежат регулярному обновлению Оценка проводится одновременно с другими мероприятиями и оказанием помощи семье, если в этом есть очевидная необходимость Оценка основывается на фактических сведениях. Специалисты не должны руководствоваться личными эмоциями и впечатлениями Этапы диагностики Третий этап диагностической работы предполагает мониторинг состояния семьи и ребёнка Он проводится во время реализации индивидуальной программы реабилитации для оценки её эффективности и внесения коррективОценка динамики семьи направлена на поиск ответа на вопрос: происходят ли в семье положительны изменения? На основе результатов мониторинга программа реабилитации может пересматриваться и уточняться столько раз, сколько требуется в конкретной ситуации Индивидуальная программа реабилитации включает: оценку (экспертизу) состояния ребёнка (в том числе, проведённую органами здравоохранения оценку состояния здоровья ребёнка) психологические и иные антикризисные меры долгосрочные меры по социальной реабилитации ребёнка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и др. Этапы диагностики Четвертый этап диагностической работы проводится после реализации общей комплексной работы для принятия решения о дальнейших действиях по отношению к семье и ребёнку Основные задачи: определить насколько были достигнуты поставленные цели;определить какие изменения произошли в уровне функционирования семьиопределить насколько стабильны и устойчивы измененияоценить способность семьи самостоятельно справляться с трудностями На основе полученных результатов составляется заключение о состоянии ребёнка и его социальной ситуации развития, разрабатываются рекомендации по индивидуальной поддержке и развитию каждого ребёнка Методы сбора информации Опрос (анкетирование, интервью) Беседа (структурированная и целенаправленная дискуссия) с детьми и их семьями Наблюдение (неформализованное наблюдение, структурированное наблюдение, включённое наблюдение) Тестирование ГенограммаЭкокарта (Карта социальной сети) Структура заключения физическое здоровье (уровень, наличие хронических заболеваний, рекомендации по оздоровлению и профилактике) психическое здоровье (уровень, наличие нарушений, особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер)возрастно-нормативное развитие (сформированность основных новообразований, соответствующих возрасту ребёнка, психологический возраст, зона ближайшего развития)образовательный статус (соответствие имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков определённому уровню школьного обучения, эрудированность, обучаемость) социальный статус (особенности взаимодействия с другими людьми, степень овладения социальными нормами) рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка оценка функционирования семьи ребёнка в новых условиях и меры по её социальной поддержки Социально-педагогическая помощь семье образовательная психологическая посредническая обучение воспитание поддержка коррекция организация координация информирование Общая схема планирования работы с неблагополучной семьей Информация о семье Исследование функционирования семьи Открытие случая Планирование случая Действия цель время Подведение итогов проделанной работы Достигнуты ли поставленные цели ДА НЕТ