Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация индивидуальной работы с различными категориям обучающихся и их оценивание».


Выступление на педагогическом совете на тему:

«Организация индивидуальной работы с различными категориям обучающихся и их оценивание».
На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; внедряются современные технологии. Но одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падание интереса учащихся к обучению, на этом фоне мы наблюдаем, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли.
Общеобразовательная школа – единая школа, где все дети обучаются по единым планам, единым программам и учебникам. Основная задача обучения – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений. Нельзя ограничивать обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных результатов. Важно стремиться к более полному раскрытию способностей школьников. Развитие интереса к обучению является важнейшей целью учителя.
И тут хочу привести слова выдающегося советского психолога и педагога П.П. Блонского на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, если знание предмета и методика его преподавания у обоих примерно одинаковы, отвечал: для хорошего учителя все ученики разные, одинаковых нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. Чтобы воспитать настоящего учителя, считал Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности учеников, замечать, чем каждый из них отличается от всех остальных.

Расти должны все цветы.
Евангелия
Каждый ребенок есть однажды
случающееся чудо.
Э. ИльенковДумаю, вы согласитесь со мной, что все дети отличны друг от друга. У них разные интересы и склонности, разные задатки, уровень развития, а в старших классах и разные жизненные планы. Каждый ученик неповторим в своей индивидуальности. Нет, и не может быть вообще не способных учеников. Очевидно, что если человек слеп, мы не будем пытаться передать ему информацию визуальными способами. Мы разработаем и предложим ему аудио – осязательную систему обучения и, несомненно, будем иметь успех. То же касается и передачи информаций детям. Подобно по тому, как дети различаются своими физическими качествами, так неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте восприятия.
Поэтому одним из плюсов обучения в современной школе если и остается индивидуальный, дифференцированный подход к обучению. Должны ли в обучении учитываться индивидуальные особенности ребенка? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен однозначно положительным. Но это не так. Среди учителей есть серьёзные разногласия. Одни считают, что массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику, все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Другие, наоборот, систематически на уроках изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросе обучения. И это правильно, то, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
Большинство «отстающих» детей – это дети, которые плохо обучаются стандартным способом. Обычно ситуация складывается так: родители, обнаружив нарушение в развитии ребенка, начинают его лечить, а затем уже обучать ребенка стандартными методами. В результате время оказывается упущенным, и даже если физическое состояние ребенка потом выравнивается, наверстать интеллектуальное развитие уже практически невозможно! Ребенок становится отстающим, приобретает множество обидных прозвищ ( «дебил», «кретин», «даун» и тд.), его самооценка падает, и дальше процесс идёт по нарастающей. Поэтому индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.
Под индивидуальным обучением нужно понимать форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. На основании результатов обследования учащихся, и их физического состояния, должно быть составлено и хранится в портфолио ученика. Учитель предметник вместе с классным руководителем должны распределить класс на группы, учитывая способности детей. Сегодня школа подходит к такой форме работы, с целью улучшения качества учёбы.
Совершенно очевидно, что перед учителем, встают вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности. Предлагаем учитывать в работе такие параметры: внимание, произвольность, работоспособность, логическое мышление, способность к самоконтролю, речевые развития, развитие мелкой моторики.
На основании этих особенностей учащихся предлагаются распределить на три группы. Ниже приводятся характерные особенности этих групп и задачи по работе с ними.
Группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. Цель учителя – уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, формировать умение, объяснять орфограммы, работать с ними отдельно.
Группа – достаточная подготовленность к школе, владение основным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определённая помощь со стороны учителя. Цель – развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих знаниях.
Группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. Цель – воспитывать у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
В соответствии с этими задачами разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся (которая подходит как для начальной, так и для основной школы).
Работа с учащимися каждой из этих групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в третью группу представлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объёму задания для остальных учащихся.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей. Именно этим детям можно поручить задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися третьей группы их можно привлечь к объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания творческого характера.
Ученики первой группы нуждаются в постоянном повторении и закреплении полученных знаний. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача – развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, в работе с ними применяются письменные алгоритмы, таблицы, образцы рассуждений. Учитывая способности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученным правилам, доводя их до автоматизма. Работа в этой группе требует большого терпения, тактичности со стороны учителя.
Для успешного осуществления индивидуальной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и обязательная разноуровневая деятельность на уроках.
Что нужно учитывать при работе с учащимися?
Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
Закончить объяснение нового материала образцовым ответом сильного ученика, использование опорных схем, таблиц при ответе для детей второй и третьей группы.
Использовать наглядные дидактические материалы в большом количестве.
Особый вид самостоятельной работы – это домашнее задание – эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объёма заданий для учащихся первой группы, и даже увеличение количества дней на его подготовку. Что не соблюдается по нормам многими учителями.
Проблема дифференцированного оценивания заданий – одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся, с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны, отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была справедливой в глазах ребенка.
Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроках.
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия особенно заметны.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность , осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и особенностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно – урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. Каковы критерии оценки результатов дифференцированной работы учащихся, и, наконец, каковы оптимальные критерии распределения детей по группам?
Технология внутриклассной дифференциации процесса обучения младших классов.
Критерии дифференциации учащихся:
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Предлагаем учитывать в работе такие параметры: внимание, произвольность, работоспособность, логическое мышление, способность к самоконтролю, познавательная мотивация, речевое развитие, развитие мелкой моторики.
На основании результатов обследования учащихся можно распределить в 3 группы:
Группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
Группа – достаточная подготовленность к школе, владение основным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определённая помощь со стороны учителя.
Группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Для изучения школьников вторых и третьих классов необходим план наблюдений:
Особенности умственного развития:
Внимание, память, мыслительные процессы;
Усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
Речь, начитанность, общий кругозор.
Знания ученика и его отношение к учению:
Качество знаний по предметам;
Уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
Отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
Прилежание, интерес к учебной работе.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.
На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:
Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образов, уменьшить его абсолютное и относительное отставание(т.е. отставание от уровня своих возможностей).
Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
Формировать учебно – познавательную мотивацию.
Создать условия для развития интересов и спецефических способностей каждого ребенка.
В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся.
Работа с учащимися каждой из этих групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в третью группу представлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объёму задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объём заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей. Именно этим детям можно поручить задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися третьей группы их можно привлечь к объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников третьей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики первой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоения нового.
Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание даётся гомогенной группе (от двух до четырёх человек), а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке.
Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков:
Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятия, законов, репродуктирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщённых и прочных связей.
Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет ещё делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.
Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно – следственные связи, делать обобщения и выводы.
Помимо этого учитель обращает внимание на сформированность общеучебных навыков ( скорость чтения и письма), индивидуальные особенности учащихся ( тип мышления, особенности ВНД), индивидуальный прогресс ученика (см. приложение).
Дифференцированная работа на разных этапах урока.
Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 – минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать (не секрет, что, стремясь научить нечитающих детей, учителю не всегда удаётся уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному.
При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организуется работа в гомогенных группах. Каждая группа, получает задание, «работающее» на тему в целом. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся. Так, если задание для первой группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично – поисковую, то у второй, напротив, преобладают задания частично – поискового характера, а у третьей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли.
Этап закрепления изученного даёт самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приёмов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приёмы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления, учитель должен ясно представлять:
Закреплению каких навыков и приёмов учебной деятельности служит предложенное ученику задание;
Какие приёмы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;
Какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь;
Какие ученики и в каком объёме могут выполнять задания творческого характера?
Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объём упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепления организуется на разных уровнях и в неодинаковом объёме.
Домашнее задание – особый вид самостоятельной работы, т.к. этв работа без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объёма заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Дифференцируя многие домашние задания, учитель преледует такие цели:
Выполнить пробел в знаниях какого – либо ученика;
Подготовить учащихся к изучению нового учебного материала;
Оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания;
Расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.
Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся, с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны, отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка.
Необходимые условия реализации дифференцированного обучения.
Индивидуальный подход включает в себе следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, переодически повторяющийся на новом уровне:
Систематическое изучение каждого ученика;
Постановка и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
Фиксация и анализ полученных результатов;
Постановка новых педагогических задач.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего её совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обучённости класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учёт индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником даёт возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Учёт допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по их исправлению и предупреждению аналогичных.
Следовательно, можно сделать вывод, что организация дифференцированного обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя учебный прогресс при необходимости.