Выступление на тему Организация профилактической работы в образовательных учреждениях по профилактике жестокого обращения с детьми, раннему выявлению семейного неблагополучия


Слайд 1
Выступление Коробкиной С.А., педагога-психолога МОУ гимназии № 15 на семинаре на тему "Организация профилактической работы в образовательных учреждениях по профилактике жестокого обращения с детьми, раннему выявлению семейного неблагополучия"
Слайд 2
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семья – это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.
Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
Слайд 3.
В жизни каждой семьи может возникнуть трудная жизненная ситуация.
Инвалидности
Неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью
Безработицы
Сиротства
Одиночества
Безнадзорности
Малообеспеченности
Конфликтов и жестокого обращения в семье
Нарушения прав и законных интересов (в том числе и детей)
Отсутствия определенного места жительства т.д.
Которую семья не может преодолеть самостоятельно
Такие семьи попадают в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.
Слайд 4
120 Федеральный закон «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает следующее понятие:
Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Слайд 5
Очень часто в таких семьях выявляются факты жестокого обращения с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей или лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Слайд 6
Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.
В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка.
Слайд 7
Все педагогические работники должны знать и обращать внимание на следующие показатели возможной беды. Если вам кажется, что ребенок выглядит боязливым, проявляет страх ко взрослым, проявляет тревогу в форме тиков, сосания пальца, раскачивания, боится идти домой, жестоко обращается с животными, проявляет агрессию к более слабым и беззащитным, стремится скрыть причину травм, голоден. Во всех этих случаях не будет лишним обратиться к классному руководителю, социальному педагогу, психологу, администрации и выяснить причины.
Слайд 8-11
Документы, которые помогают защитить права ребенка, если имеет место жестокое отношение к нему со стороны семьи: Конвенция ООН о правах ребенка, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Слайд 12
Для выявления семей, находящихся в СОП фактов жестокого обращения с детьми в каждом образовательном учреждении проводится профилактическая работа, которая включает следующие направления: работа с родителями, работа с учащимися, работа с педагогами.
Обязательна слаженная работа, взаимодействие всех педагогических работников и узких специалистов образовательного учреждения. Только в этом случае помощь семье будет эффективной. Большое значение также имеет работа с субъектами профилактики района и города в рамках межведомственного взаимодействия.
Слайд 13
На примере работы нашего образовательного учреждения я хочу обозначить основные этапы работы по раннему выявлению семьей, находящихся в СОП.
Я их разделила на 2 блока. Работа по выявлению семей, находящихся в СОП:
Социальный паспорт ОУ (мы выявляем основные социальные категории, такие как опекаемые, неполные семьи, дети-инвалиды, дети родителей-инвалидов, дети и семьи, состоящие на различных видах профилактического учета и другие))Посещение семей 1, 5 классов в сентябре-октябре во вновь образованных классных коллективах
Посещение семей учащихся в течение всего учебного года
Ежедневное отслеживание посещаемости учащихся ОУ, внешнего вида, санитарно-гигиенического и эмоционального состояния учащихся
Слайд 14
В своей работе мы опираемся на «Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области», которое описывает порядок действий при возникновении подобной ситуации. За последние 5 лет в нашем образовательном учреждении таких фактов жестокого обращения с детьми выявлено не было, но профилактическая работа ведется постоянно, заведен журнал учета сведений о нарушении прав и законных интересов детей.Слайд 15
2 блок. Работа с семьей, находящейся в СОП:
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.
Первичное обследование жилищных условий, знакомство со всеми членами семьи, её окружением.
Ведение личного дела семьи, учащегося: социальный паспорт семьи, журнал учета индивидуальной профилактической работы, карточка семьи, характеристики, документация, отчеты, акты о посещении семьи и другие)Составление программы работы с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и ее реализация, в рамках которой организуется внеурочная занятость учащихся, проводятся различные профилактические мероприятия, в том числе общественно значимые, с учащимися и их родителями. 
Текущие и контрольные обследования семьи.
Итоги работы с семьей заслушиваются на заседании Координационного совета.
Слайд 16-26
Существуют различные формы профилактической работы с семьями, оказавшимися в СОП:
родительские собрания
классные часы
профилактические занятия
акции
беседы и консультации
конференции родителей и детей
анкетирование
дни открытых дверей
организация клубов
вовлечение в общественно значимые мероприятия
организация деловых игр
тематические совещания для учителей
семинары для учителей и родителей;
лектории для подростков;
постановка на учет в РБД семей, несовершеннолетних.
дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Взаимодействие с субъектами профилактики.
И в завершении хотелось бы подвести итог.
Слайд 27
Чтобы ребёнок был защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, необходимо слаженно работать всем участникам образовательного процесса.