Классный час на тему Школа дорожного движения


МБОУ «Лесхозская средняя общеобразовательная школа»
Клубный час
«Школа дорожного движения»

Руководитель: СаттароваГульсинаРашитовна, воспитатель группы продленного дня,
1 категории
2012 год
Пояснительная записка
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Абсолютное большинство ДТП, как показывает практика, спровоцированных несовершеннолетними, происходит по одной и той же схеме. Неожиданно из-за препятствий, или из-за стоящего транспорта, или перед близко идущим транспортом выбегает малолетний гражданин, а водитель не успевает затормозить… Учебная программа по окружающему миру, к сожалению, не позволяет учителю долго задерживаться на ПДД, уделяя этой важной проблеме лишь сверхминимальное время.
А ведь младший школьник совершенно по-другому воспринимается мир, нежели мы часто думаем. Он воспринимает мир целостно, для него огромный труд разорвать мир, который его окружает, на мир звуков, красок, правил, величин, людей и так далее. Опыт показывает, что любой ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку. Используя подобные мероприятия в образовательном процессе, учитель выполняет основную цель - формирование готовности ребенка к адекватному участию в дорожном движении. И здесь, конечно, важен, прежде всего, методический аппарат - вместе со сказочными героями маленький гражданин максимально развивает умения и навыки, позволяющие ему ориентироваться в дорожной обстановке, правильно и своевременно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужное решение.
Принимая участие в подготовке предлагаемого мероприятия, каждый ученик 1-го класса получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний о Правилах дорожного движения. Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.
Практическая значимость подобной деятельности заключается еще и в том, что привлечение к подготовке и проведению мероприятия родителей учащихся помогает учителю поднять на качественно новый уровень систему взаимоотношений «учитель-ученик-родители». Проведению мероприятия предшествует большая подготовительная работа, от качества которой зависит его позитивное педагогическое и воспитательное воздействие.
Клубный час, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей. Данную необходимость диктует сама жизнь. Задача школы сделать так, чтобы улицы и дороги стали для маленьких пешеходов безопасными. Решение очевидно - любой ребёнок должен понять и усвоить правила поведения на дороге.  На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере.  Именно поэтому 15 марта 2012г  в школе прошло внеклассное мероприятие «Школа дорожного движения», где учащиеся начальной школы   в театрализованной форме познакомились с Правилами дорожного движения. С помощью кроссвордов, ребусов, стихов, макетов и подвижных игр юные школьники изучили и закрепили  по какой части тротуара нужно ходить и как правильно переходить дорогу; как необходимо обходить автобус, троллейбус и трамвай при переходе проезжей части. Узнали много нового о безопасном поведении на дорогах.  Клубный час проходило в веселой и непринужденной обстановке. Использовалось музыкальное сопровождение. Ученики с удовольствием отвечали на заданные вопросы, с радостью и оживлением играли в игры. В конце мероприятия, при практической отработке,  учащиеся без труда отвечали на заданные вопросы, выполняли задания, направленные на закрепление правил дорожного движения, культуре поведения на дороге. Это свидетельствует о том, что  клубный час «Школа дорожного движения» имело обучающий, развивающий и воспитательный характер. Цель и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и реализованы в полном объеме.
Цели и задачи клубного часа
1. познакомить учащихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся систему знаний по ПДД.
2. развивать наблюдательность, внимание, воображение, любознательность, навыки безопасного поведения на дорогах, творческие способности;
3. воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, коллективизм, умение сопереживать.
Форма проведения клубного часа: театрализованное представление с включением Правил дорожного движения.
Действующие лица: Баба Яга, Светофор, Ведущий, знаки (ученики), Девица, Иван.
Оборудование: дорожные знаки, обручи, макет светофора, костюмы для Бабы Яги и Светофора; компьютерные технология, мультимедийная доска, информационно-коммуникативные технология.
Ход клубного часа
Слово воспитателя: В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы. Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий. Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице.  А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна. Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом,– всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма.
(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга.Она растрёпана и очень сердита.)
Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!
В. Что с тобой Яга?
Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят,  в городе на таком виде транспорта передвигаться». Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.
В. А они?
Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.
В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.
Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.
В. Инспекторов что ли?
Б.Я. Вот-вот. В если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!
Попав в большой и шумный городЯ потерялась, я пропала!Кругом машины и трамваи,То вдруг автобус на пути.Признаться честно – я не знаюГде мне дорогу перейти?Ребята! Вы мне помогите!И если можно, расскажите…Дорогу как переходить,Чтоб под трамвай не угодить!
1-й ученик. Не переживай. Оставайся с нами.
2-й ученик. Мы тебе поможем!
Воспитатель. Сейчас мы отправимся туда, где можно познакомиться со знаками, светофорами и правилами дорожного движения.
(Сцена оформлена дорожными знаками, стоит макет светофора)
В. Ребята, что вы видите?
Дети (Д.). Дорожные знаки и светофор.
Б.Я. Подумаешь…знаки. Зачем они мне нужны? Тут такая ерунда!
Нарисован человекЗемлю роет человек.Может быть, здесь ищут клад?И старинные монеты В сундуке большом лежат?
3-й ученик.Ну и Баба Яга. Что ты, что ты?Здесь дорожные работы.
Б.Я.Отчего бы это вдругСтрелки дружно встали в круг,И машины друг за другомМчатся весело по кругу?Что бы значило на деле?А, я знаю: карусели!
4-й ученик.Мы на площади с тобой.Здесь дороги нет прямой!Здесь движенье не прямое –Здесь движение круговое!
Б.Я.Вот так знак! Глазам не верю!Для чего здесь батарея?Помогает ли движеньюПаровое отопленье?Может быть зимою вьюжной Здесь шофёрам греться нужно?Почему же в летний знойЗнак не сняли с мостовой?
5-й ученик.Нет Ягуся, этот знакГоворит шофёрам так:Здесь шлагбаум, переездПодожди, пройдёт экспресс.
В. Ну Баба Яга, ничего ты не знаешь!
«Знаки» исполняют песню на мотив песни «Крылатые качели»:
Всем кому даны колёсаПередайте наш советПусть у нас сначала спросятМожно ехать или нет?Мы поможем, мы расскажемЧесть по чести, что и как.Будьте, будьте осторожны,Уважайте каждый знак.
В.Тот, кто нарушает правила движеньяТот часто попадает в такие приключения.
(Инсценировка..)
В. Нет повести печальнее на свете, чем повесть об Иване и Свете…
Молодец с роднёй простился,В путь-дорожку снарядился,И мамаша у окнаСела ждать его одна.Ждёт-пождёт с утра до ночи,Смотрит в поле,Инда очи разболелись глядючи…Что ж не едешь ты Иван?Или в деле есть изъян?Или просто задержался?Или там на чём попался?
Иван тормозит, увидев красну девицу.
Девица (Д.) Здравствуй, добрый молодец!
Иван. Здравствуй, красная девица. Садись, подвезу.
Д. А ты, добрый молодец, правила дорожного движения знаешь?
Иван. Знаю, знаю! Садись ко мне скорее.
Д. Ну, а вот это какой знак? (Показывает пальчиком на знак)
Иван. Это? Это мы с Петькой с урока истории убегаем.
Д. Неправильно. Это знак – «Осторожно дети». А этот?
Иван. Это – «Осторожно, кирпич на голову упадёт».
Д. Ну и ну! А ещё в тридесятое царство подвезти хочет. Нет тебе туда дороги.
Иван.Не тужи, душа моя, 
Обойдусь без правил я…
Закрывается занавес. Иван резко даёт газу. Раздаётся страшный грохот, потом звук сирены «скорой помощи». Появляется наш герой. Теперь он с перевязанными головой и ногой и с костылём  в руке.
Иван.Думал я: мне всё сойдёт!Вышло всё наоборот.Жигулёночек разбил –  Сам в больницу угодил!
В. Ребята, а где же наша Яга?
Б.Я. Да здесь я!
В. Я хочу тебе задать один вопрос. Как ты думаешь, кого называют «волшебник-постовой»?
Б.Я. Милиционера.
В. Нет, не угадала. Ребята, помогите Бабе Яге.
Он глазищами моргаетНеустанно день и ночь.Он машинам помогаетВам тоже может он помочь.
Дети (Д). Это – светофор!
Светофор (С.)Да, это я, светофор –  Волшебник – постовой.
Б.Я.А как же можешь помочь?С помощью чего?С. Чтоб тебе помочь Путь  пройти опасный,Стоят на страже день и ночь – Зелёный, жёлтый, красный.
(3 ученика изображают цвета светофора и каждый держит круг своего цвета).
Вместе:Наш домик светофорМы три родные братаМы светим с давних порВ дороге всем ребятам.Мы три   чудесных цветаТы часто видишь насНо нашего совета не слушаешь подчас.
Красный.Самый строгий – красный свет,Если он горит – стой!Дороги дальше нет!Путь для всех закрыт
Жёлтый.Чтоб спокойно перешёл тыСлушай наш совет– Жди!Увидишь скоро жёлтыйВ середине свет.
Зелёный.А за ним зелёный светВспыхнет впереди.Скажет он:«Препятствий не,Смело в путь иди!»
Воспитатель:Давайте ребята мы с вами проводим эстафету «Собери светофор». Для эстафеты потребуется: 2 команды по 2 человека, 2 корпуса светофоров, и по два круга трёх цветов. Участники каждой команды  по очереди подбегают к стулу, где лежат детали светофора и собирают светофор. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильно.
«ЧТОБ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕД»
Сл. и муз. Н.Тананко1. Мы без всякого сомнения
Можем точно вам сказать
То, что правила движения
Каждый школьник должен знать!
ПРИПЕВ:
Мы учим понемногу,
Как перейти дорогу,
И если сесть захочешь
Ты на велосипед,
То выучи сначала –
Ни много и ни мало –
Все правила движенья,
Чтоб не случилось бед.
2. Знаем знаки мы дорожные,
Светофор - наш лучший друг.
Обойтись без них не можем мы -
Это ясно всем вокруг.
ПРИПЕВ.
3. Эти правила не трудные,
Каждый может их понять.
Но не только знать их нужно нам,
Мы должны их выполнять!
ПРИПЕВ.
Воспитатель по очереди прикрепляет на доску картины- ситуации.
1 картина "Девочка катается на роликах по проезжей части дороги".
2 картина "Дети играют в мяч на дороге".
3 картина "Дети идут по обочине дороги".
4 картина "Люди переходят дорогу по пешеходному переходу".
Вопрос:на какой картине люди поступают правильно, а на какой неправильно.
Правил дорожных на свете не малоВсе бы их выучить нам не мешало.На дорогах не играть, не кататься,Если ты хочешь здоровым остаться!
Конкурс "Дорожная ситуация"
Задача состоит в том, вы должны принять правильное решение. Детям раздаются конверты с описанием различных дорожных ситуаций и вопросами.
Первая ситуация: Дети (два мальчика и три девочки) вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. 
Вопрос: сколько детей правильно перешло дорогу? Почему?
(Ответ: три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что сейчас включится красный. Безопаснее дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.)
Вторая ситуация: Из автобуса вышли шесть человек. Трое перешли дорогу по пешеходному переходу, двое обошли автобус спереди, один остался на остановке. 
Вопрос: сколько человек поступили правильно?
(Ответ: трое.Нужно переходить дорогу по пешеходному переходу.)
Третья ситуация: Семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли. Остальные продолжали играть на дороге.
Вопрос: сколько ребят поступили правильно?
(Ответ: ни одного.Играть на проезжей части запрещено.)
Воспитатель. Молодцы! А сейчас ответьте на мой вопрос. Где самое опасное место  в большом городе?
Дети. Это перекрёсток!
ВоспитательКак же нам благополучно перейти и оказаться на другой стороне улицы?
Дети. По переходу.
Воспитатель . А какие переходы вы знаете?
Дети.Пешеходный переход.
Подземный пешеходный переход.
Наземный пешеходный переход.
Выходят девочки – знаки и читают стихи.
1. По полоскам чёрно-белымЧеловек шагает смело.Знает: там, где он идёт, –Пешеходный переход.
2. Спешит  куда-то человек – Дорога преградила бег,Свет светофора – красный.Туда ныряет пешеходВ подземный светлый переход.Свободно! Безопасно!
3. Что проходят речку вброд,Про это каждый знает.А пешеходный переходИ над землёй бывает.Этот знак довольно прост – Пешеход идёт на мост.Тут поднялся – там пошёл,Безопасно, хорошо! . 
Воспитатель. Молодцы ребята! А чтобы быть умными пешеходами, а в будущем и водителями, мы проверим как вы усвоили правила дорожного движения .  Мы с вами будем решать кроссворды и ребусы. Всем спасибо, кто помог Бабе Яге  разобраться в знаках и светофорах.
В. Теперь тебе всё понятно, Яга?
Б.Я. Да. Большое спасибо ребята!
Выходя на улицу, Приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное – внимание!
Не пострадает только тот, Кто ходит там, Где пешеходный переход. 
Всем, кто любит погулять, Всем без исключения Нужно помнить, Нужно знать Правила движения. 
Чтобы руки были целы, Чтобы ноги были целы, Много знаков надо знать! Надо знаки уважать! 
 Мир, в котором мы живем, Огорчает нас порой. Сделать безопасной нашу жизнь Очень нужно нам с тобой. Давай друг друга уважать, Простым законам подчиняться, Тогда забудут про печаль и боль И будут все вокруг смеяться. 
Воспитатель Много на свете знаков дорожных. Выучи их и будь осторожным. Правило движения, знай без исключения. Чтоб жить, не зная огорчения, Чтобы бегать, плавать и летать,Ты должен правила движения Всегда и всюду соблюдать.
Песня «Если с другом вышел в путь».
Если с другом вышел в путьЕсли с другом вышел в путьВеселей дорогаТы про знаки не забудьТы про знаки не забудьИх в дороге много.
Припев:
Что мне снег,Что мне зной, Что мне дождик проливнойВедь светофор помощник мой. (2 раза)
Собираясь в дальний путь,Собираясь в дальний путьМного правил строгих –Вспомни ты и не забудь,Вспомни ты и не забудь,Не забудь в дороге.
Припев:
Красный свет говорит, что пока нам путь закрыт –И нет дороги впереди.Жди зелёный тогдаМожешь смело в путь идтиИ нет тебе преград в пути.
Припев:
И в дорогу я друзья  И в дорогу я друзьяВыйду без испугаПДД ведь знаю яПДД ведь знаю яНаучу и друга.
Припев:
Что мне снег,Что мне зной,Что мне дождик проливнойВедь светофор помощник мой. (2 раза)
В конце клубного часа перед учащимися выступает представитель ГИБДД.