«Особенности организации взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся с ОВЗ»


«Особенности организации взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся с ОВЗ»
Выбор профессии, это выбор своей судьбы. Удачно или неудачно принятое в юности решение, это одно из важнейших слагаемых человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
При дальнейшем обучении и трудоустройстве, выпускники испытывают затруднения, которые обусловлены рядом факторов:
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
Считаю, что в решении этих проблем существенную роль должна сыграть система организационно-методических и практических мероприятий.
Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться совместно школой, семьей и обществом.
Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются:


С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание проф. ориентационной работы в нашей школе:
Название этапа
Период реализации профильного обучения Формы работы Задачи психолого- педагогического сопровождения
Пропедевтический 1-4 классы Родительские собрания с привлечением узких специалистов
Формировать потребность в профессиональном самоопределении, ценностном отношении к труду через профпросвещение о мире профессий.
Поисковый 5-7 классы Тематические кл.часы
Индивидуальные консультации
Тестирование
Беседы с узкими специалистами
Буклеты, проспекты Настроить детей и их родителей к адекватному выбору профессий с учётом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда
Профильно-определяющий и адаптационный 8-9 классы Беседы с узкими специалистами
Родит. собрания с привлечением социальных партнеров
Буклеты, проспекты
Дни открытых дверей
Ярмарки рабочих профессий
Проф.пробы
Составить совместно с родителями индивидуальный образовательный маршрут.
Кроме мероприятий, направленных на определённый возраст, класс в школе постоянно действует уголок по профориентации, подготовлены информационные папки, оформлены уголки профориентации в классах, на сайте ОО есть раздел «Профориентационная работа". На данный момент готовится материал по профориентации детей с ОВЗ.
На родительских собраниях информирую родителей об успехах детей во внеурочной деятельности
в этом году наши дети приняли участие в первой Профессиональной олимпиаде для школьников Красноярского края «Дорога к мастерству» ,
ученики нашей школы ежегодно принимают участие в конкурсе « Лучший по профессии»,
учащиеся на протяжении ряда лет являются победителями и призёрами муниципальных и Всероссийских дистанционных конкурсов декоративно-прикладного творчества.
являются участниками и призёрами в различных спортивных соревнованиях.
Об успехах своих детей родители могут узнать на сайте школы.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов, деятельность которых направлена на достижение общей цели.
Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников.
С 2006 года в школе было 3 выпуска детей ОВЗ, всего 16 человек, из них:
2013 год 2014 год 2015 год Всего
Всего выпускников
из них: 5 3 8 16
Поступили в техникумы и продолжают обучение 1(слесарь по ремонту автомобилей) 2 (слесарь по ремонту автомобилей, сварное дело) 7 (5-слесарь по ремонту автомобилей, 1 каменщик,1 штукатур) 10
Поступили в техникумы (по окончанию не трудоустроились) 1 (вышивальщица) 1
Поступили в техникумы (по окончанию трудоустроились) 1 1
Переехали в другой регион, самостоятельно трудоустроились 2 1 1 4
Считаем что проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению учащихся.
Но несмотря на проводимую деятельность, анализируя социально -педагогические характеристики семей учащихся виден низкий образовательный уровень и социальный статус родителей. Среди состава родителей наблюдается рост количества малообеспеченных семей, неполных. Многие родители страдают алкоголизмом, не работают, ведут аморальный образ жизни. Некоторые родители уклоняются от взаимодействия со школой не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. Отсюда вытекает проблема крайне низкого воспитательно-педагогического помощи выпускникам в профессиональном определении. Поэтому проф.ориентационная работа педагогов с семьей зачастую сводится к просветительской и координирующей.
Чтобы работа педагогов нашей школы была более эффективной можно выделить следующие пути решения проблем:
Установление контактов семьи и школы, через круглые столы, индивидуальные консультации, посещение, с целью формирования представлений о родительских обязанностях, повышения педагогической культуры и оказания помощи родителям по устранению конфликтных ситуаций.
Внесение дополнительных учебных модулей в соответствии с предлагаемым спектром профессий.
Создание системы работы различных кружков по интересам с привлечением ЦДОД.
Работа со службой занятости по выстраиванию дальнейшего образовательного маршрута.
Прохождение курсов профессиональной переподготовки педагогов.
Обеспечить каждую мастерскую современным оборудованием.