Статья на тему Опыт дошкольных учреждений по работе с семьями группы риска



Статья на тему :« Опыт дошкольных учреждений по работе с семьями группы риска»
Ерошенко К.А.
18.01.2017

Опыт дошкольных учреждений по работе с семьями группы риска
Дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью они делятся на виды: детский сад, детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.), детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка.
Работу с социально неблагополучными семьями, дети из которых посещают детский сад, ДОУ строит в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и Федеральным законом.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социальной, психолого-педагогической поддержке. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил и, соответственно, нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывают образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Примерная система работы ДОУ по социальной поддержке семей «группы риска»:
1. Ежегодно приказом заведующей назначается ответственный за проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это может быть социальный педагог или педагог-психолог.
2. Создается и утверждается Совет профилактики ДОУ:
- Разрабатывается Положение о Совете профилактики ДОУ, целью которого является:
организация, координация, реализация социально-правовой и психолого-педагогической поддержки детей и семей группы «социального риска», а также находящихся в социально-опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации, а также, предоставление своевременной информации в органы опеки и попечительства.
- Разрабатывается и утверждается годовой план работы Совета профилактики ДОУ
- Разрабатывается и утверждается годовой план мероприятий по профилактике социального неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ.
3. Разрабатывается и утверждается тематика заседаний родительского клуба.
4. Разрабатываются формы журналов учета семей группы риска:
5. Разрабатывается пакет документов на семьи воспитанников, находящихся на внутреннем учете ДОУ
6. Разрабатывается диагностический пакет по выявлению неблагополучных семей: - анкета для родителей с целью получения первичных сведений о социальном статусе семьи.
- матрица определения социального (не) благополучия ребенка,
- матрица определения социального (не) благополучия семьи
7. Разрабатывается алгоритм действий воспитателя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Работа с семьями «группы риска» осуществляется в несколько этапов. В начале года воспитатели групп с помощью анкеты для родителей, методом наблюдений за особенностями взаимодействия родителей и детей, собирают первичную информацию о семьях воспитанников (состав семьи, возраст и образование членов семьи, материальное положение, жилищные условия, особенности отношений в семье). На основании полученных данных педагогом-психологом составляется социальный паспорт семей детского сада.
Затем, на заседании Совета профилактики ДОУ на основании изучения социального статуса семей, характера детско-родительских отношений, особенностей развития детей определяются семьи «группы риска» и социально неблагополучные семьи.
В следующую очередь проводится коррекционно-профилактическая работа с членами семей «группы риска» в рамках краткосрочной помощи, а так же коррекционная работа в рамках длительного периода. Так же проводится профилактическая работа со всеми семьями.
Необходимо отметить, что работа с социально неблагополучными семьями начинается с постановки семьи на внутренний учет ДОУ. Данное решение принимается членами Совета профилактики ДОУ путем голосования. После этого изучаются причины неблагополучия, намечаются возможные варианты помощи данной семье.
На семью, стоящую на внутреннем учете ДОУ, заполняется карточка учета, составляется индивидуальный план работы с данной семьей.
Традиционно в социально-педагогической работе уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В практике работы существуют и используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему.
В условиях работы дошкольного учреждения активно используются следующие модели:
• Педагогическая модель, которая базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей, ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
• Психологическая модель. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения между членами семьи и причин его нарушений (конфликтные семьи, семьи в состоянии развода, неполные семьи, многодетные семьи, расширенные семьи).
Необходимо отметить, что эти модели деятельности с проблемными семьями в целом носят профилактический характер, особенно в этой помощи нуждаются дисфункциональные семьи, так как данная работа направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи.