Формы взаимодействия ДОУ с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»


Муниципальное бюджетное общеобразовательноеУчреждение детский сад №71 «Румяные щёчки»Проект на тему:«Формы взаимодействия ДОУ с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»     Подготовила: воспитатель Никулина Ю.В.Елец 2015 Паспорт проекта Тема проекта.Вид проекта.Участники проекта.Автор проекта.Актуальность.Цель.Задачи.План реализации.Продукт проекта.Обобщение.Литература. Тема проекта:«Формы взаимодействия ДОУ с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»   Вид проекта:Творческо-информационный Продолжительность проекта :1 месяц    Участники проекта:Воспитанники ДОУ, родители воспитанников (их законные представители), педагоги ДОУ, педагоги дополнительного образования, кухонные работники.  Автор проекта:Никулина Юлия Васильевна Актуальность проекта «Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше имеет ребёнок. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по – человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».(А. Острогорский). По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность и т. д) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей. Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений (тренинги, семейные конкурсы, фестивали семейного творчества). Работа над проектом формирует в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании само ценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Цель проекта: - повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.Задачи проекта:-повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;-формирование позитивного опыта семейного воспитания;-повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;-снятие затруднений в детско-родительских отношениях;-пропаганда здорового образа жизни;организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;-развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.  Участие родителей в реализации проекта: Подбор фотографий из семейного альбома, иллюстрирующие прошлое города Елец; подготовка работ для выставки рисунков «Витамины», «Профессия моей мамы»; помощь в подготовке атрибутов к театрализованному представлению «Про семью про дружную, всем такую нужную». Участие специалистов в реализации проекта: музыкальный руководитель, кухонные работники, физинструктор.   План реализации проекта:Предполагается подготовить консультации для родителей: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с профессиями», «Влияние ТВ на здоровье дошкольников», «Ребёнку нужны и мать и отец», «Сказки в жизни дошкольников». Круглый стол: «Общение воспитателя с родителями»Папки – передвижки: «Почитаем сказку», «Выходные с пользой для здоровья».Родительское собрание на тему: « Детское питание ».ОД: ««Поможем поварёнку Пете испечь оладушки»Беседы: «Польза и вред сотового телефона», «Организация режима дня в условиях семейного воспитания».Физкультурный досуг: «Мы сильные, умелые, ловкие».Экскурсия на кухню ДОУ. Предполагаемый результат:-повышение педагогической компетентности родителей;-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;-осознание родителями собственного воспитательного опыта;-снятие затруднений детско-родительских отношений;-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;-повышение статуса отца в семейном воспитании;-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности (конкурсы различного уровня) . Продукт проектной деятельности:Фотоальбом достопримечательностей нашего города Елец, альбом рисунков «Витамины», выставки работ «Мои любимые сказки» и «Профессия моей мамы».Презентация проекта: театрализованное представление «Про семью про дружную, всем такую нужную».Фотоотчёт экскурсии на кухню ДОУ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71»Румяные щёчки»  Конспект образовательной деятельности  (вторая младшая группа)  Тема: «Экскурсия на кухню ДОУ»  Подготовила: воспитатель Никулина Ю.В.  Цель: познакомить детей с профессией повара.Задачи:  - воспитывать уважение к труду взрослых: повара;- развивать познавательный интерес, внимание, эмоциональную отзывчивость;- учить детей узнавать профессию по необходимым предметам.Материалы и оборудование: корзинка с игрушками (овощи)Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Ход ОД.1. Воспитатель вносит накрытую корзинку в группу.Воспитатель: как вы думаете, что в корзинке?Дети: игрушки….Воспитатель: давайте посмотрим, что лежит в корзинке.(в корзинке овощи)Воспитатель: назовите, какие овощи я вам принесла. Дети: морковь, капуста, картофель….Воспитатель: что можно приготовить из овощей?Дети: суп, борщ, салат….Воспитатель: где готовят?Дети: на кухне.Воспитатель: кто готовит вам дома?Дети: мама, бабушка, папа.Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто вам готовит в детском саду?Дети: тетя, мама…Воспитатель: в детском саду детей очень много и для всех детей готовят пищу – повара. Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию на нашу кухню. Там мы с вами познакомимся с тем, как готовят для детей и взрослых пищу – повара.(Дети вместе с воспитателем идут на кухню,  там их встречает повар). Воспитатель: посмотрите какая кухня большая и светлая. На кухне много различных предметов, которые необходимы для приготовления пищи. Посмотрите, какие это предметы. (Воспитатель перечисляет вместе с детьми увиденные кухонные принадлежности).Повар: ребята, а дома в чём готовят суп?Дети: в кастрюле.Повар: в каких кастрюлях маленьких или больших?Дети: в больших и маленьких.Повар: я покажу, в какой кастрюле я буду готовить вам суп (показывает кастрюли).Воспитатель: дети, почему такие большие кастрюли?Дети: Готовят много еды, потому что много детей в детском саду, всех нужно накормить.Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, детям, какие предметы вам помогают в работе?(Повара показывают предметы и рассказывают для чего они нужны).Воспитатель: ребята, для чего повару нож?Дети: чтобы резать овощи, хлеб, чистить картошку и т.д.Воспитатель: для чего половник? Дети: им наливают суп.Воспитатель: для чего сковородка?Дети: жарить.Воспитатель: зачем нужны кастрюли?Дети: что бы варить в них.Воспитатель: Уважаемые повара расскажите, что Вы приготовили  сегодня на обед? (рассказ поваров).Воспитатель: спасибо Вам за рассказ, а нам пора в группу. Ребята, а давайте приготовим обед для наших кукол.(В группе организуется сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол»). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71»Румяные щёчки»   Конспект образовательной деятельности  (вторая младшая группа) Тема: «Поможем поварёнку Пете испечь оладушки» Подготовила: воспитатель Никулина Ю.В. Цель: закрепление знаний о труде повара.Задачи:1. Углубить представления детей о профессии повар2. Расширить активный и пассивный словарь детей словами (кастрюля, чайник, сковорода, вилка, ложка, половник, нож, тёрка, скалка, миска, ситечко, тесто, духовка, плита)3. Воспитывать уважение к труду взрослых.Материалы и оборудование: картинки «Повар», «Повар»,игрушка «Поварёнок»,солёное тесто, дощечки.Ход ОД:Детям предлагается рассмотреть картинки на выставке. Кто на этих картинках? (повар, пекарь)Что может приготовить повар давайте посмотрим. (дети рассматривают картинки с разной выпечкой) .-Воспитатель: А вы хотите пойти к поварёнку в гости и помочь ему?Вносится игрушка Поварёнок- Повар, повар, поварёнок! Молодёнок, удалёнок.Повар скалкою стучал, повар миской громыхал,Ложки, вилки разбирал, да, кастрюли наполнялВсех гостей он созывал! - Вот мы и пришли на кухню к поварёнку Пете. Чтобы нам ему помочь, надо нам одеть фартучки и колпаки (дети при помощи воспитателя одеваются). Вот мы и готовы.- Посмотрите сколько здесь различных предметов! Давайте найдем и назовём предметы, которыми пользуется повар, когда готовит еду.(игра «Найди и назови»)- Поварёнок сейчас мне прошептал, что хочет, чтобы вы помогли ему испечь оладушки.Посмотрите - ка, что он для нас приготовил! (обращается внимание на стол с приготовленными мукой, молоком, солью, сахарным песком) .- А у нас сегодня в группе будет новая игра,Все девчонки поварихи, а мальчишки – повара.-Давайте посмотрим, потрогаем, что же у нас в тарелочках? (мука) Какая мука? (белая, рассыпчатая, мягкая). А в стаканчиках что? (молоко). А еще есть соль и сахарный песок. Все это нам нужно, чтобы замесить тесто. Давайте замесим тесто. (дети каждый в своей тарелочке замешивает – в муку наливает молоко, сыплет соль, сахар, замешивает). Вот тесто и готово!(Воспитатель обращает внимание на другой стол, не нём приготовлены досочки с комочками из солёного теста) .- Мы из теста сделаем оладушки – раскатаем комочек и ладошками его расплющим (показать) .(воспитатель предлагает детям выложить оладушки на поднос для того, чтобы поставить их печь в духовку).- Пока наши оладушки пекутся, давайте немного поиграем.(пальчиковая гимнастика) Посмотрите из муки, испекли мы пирожки – «пекут пирожки»Ильюшке - две сушки – соединяют большой пальчик по очереди с каждым другим до мизинцаМиланке – две баранки - соединяют большой пальчик по очереди с каждым другим до мизинцаНу, а мамочке любимойВот такой пирог с малиной- показать две руки ладошками вверх.-Ой, ребята чем - то вкусным пахнет. Давайте понюхаем (дыхательное упражнение – вход через нос, выдох через рот – сказать «ах») .-Ладушки, ладушки испеклись наши оладушки. (Вносится поднос с оладушками, Поварёнок угощает детей.)- Хорошо мы потрудились, Поварёнку пригодились!Постарались, испекли оладушки - вкусные, ароматные, очень приятные! Сценарий родительского собрания во второй младшей группеТема «Детское питание»       Подготовила: воспитатель Никулина Ю.В.  План собрания: Правильное питание – залог здоровья. – Выступление воспитателя.Результаты анкетирования «Питание ребенка в семье и детском саду». – Выступление старшего воспитателя.Пирамида здорового питания. – Выступление медсестры.Памятка для родителей «Как не надо кормить ребенка». – Старший воспитатель.   Ход собрания:Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, видеть вас на нашем собрании, посвященном проблеме детского питания.Все родители хотят создать малышу наилучшие условия для успешного жизненного старта.О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто может утвердительно ответить на вопросы: «Правильно ли вы питаетесь?», «Правильно ли вы кормите своего ребенка?» Какой малыш добровольно откажется от шоколадки и чипсов в пользу манной каши? Как научить ребенка любить тушеные овощи, молочные блюда и кисели? Как приготовить различные полезные блюда и напитки?Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, - это несоблюдение режима питания детей дома. Зачастую дети на завтрак приходят с опозданием, перекусив что-нибудь дома, либо приходят в группу с конфетой или что еще хуже с пакетиком чипсов. Забирая детей из детского сада вечером, родители покупают им разные сладости, забывая о том, что дома ждет ужин. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры питания детей надо начинать с взрослых. В организации детского питания важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков и сама процедура приема пищи. Проблема детского питания очень многогранна. Сегодня на собрании мы поговорим о полезных для детей продуктах питания. Старший воспитатель. Знакомит родителей с результатами анкетирования, проведенного предварительно. (Приложение 1). Старшая медсестра. Для формирования у людей правильного понятия о здоровом питании была создана наглядная и удобная в применении «Пирамида питания» (Приложение 2). Она включает 4 уровня продуктов, в зависимости от того, преимущественным источником каких питательных веществ они являются. Если, в среднем, калорийность пищи составляет 2000 – 2200 ккал в сутки, то оптимальный рацион выглядит примерно так:Первый уровень (самый «тяжелый») – зерновые продукты: хлеб, крупяные изделия, макароны. Они богаты углеводами, витаминами и минеральными веществами, пищевыми волокнами. Калорийность рациона за счет этих продуктов должна составлять до 40%. По весу это около 1,5 кг. Второй уровень – продукты растительного происхождения: фрукты и овощи. Они щедро дарят нам витамины, минеральные вещества и большое количество клетчатки. Кроме того, фрукты и овощи – бесценный клад антиоксидантов – веществ, предотвращающих старение организма. Запишем за ними 35% калоража или 400г в сутки.Третий уровень – это мясо, рыба, бобовые, яйца, орехи, а также молочные продукты. Все перечисленное – источник полноценных белков, витаминов, железа, цинка и прочих полезных компонентов. Рекомендуется выбирать продукты низкой жирности. Их совокупная калорийность в вашем рационе должна быть около 20%.Четвертый уровень – это все виды жиров и сладостей, к которым относятся животные жиры, растительные масла, продукты с высоким содержанием жира (соусы, колбасы, жирное мясо, сдобная выпечка и т.д.) а также сахар и продукты с большим содержанием сахара (подслащенные напитки, сиропы, кондитерские изделия). Как бы ни хотелось обратного, потребление этих продуктов необходимо минимизировать. Им отводится всего 5% дневного калоража. Чем ближе мы находимся к вершине пирамиды, тем меньший удельный вес в рационе должны составлять продукты питания, указанные в этих секторах. В целом эти рекомендации сводятся к следующему:  Ешьте много продуктов из группы «Хлеб, крупы и картофель» и выбирайте продукты из муки крупного помола, ядрицу, ржаной хлеб. Включайте в рацион больше гречки и овсянки. Ешьте много овощей и фруктов и выбирайте разнообразный набор данных продуктов. Произрастающие в данной местности овощи так же хороши для салатов, как и экзотические фрукты и овощи, т.к. они свежие и более питательны. Молоко и молочные продукты потребляйте в умеренных количествах и выбирайте продукты низкой жирности. Ешьте умеренное количество продуктов из группы «Мясо, рыба и аналогичные продукты» и, по возможности, включайте в рацион продукты-источники растительного белка — орехи, бобы, чечевицу и горох. Ешьте жирную и сладкую пищу крайне умеренно — в небольших количествах и/или не слишком часто — и выбирайте продукты с низким содержанием жиров и сахара. Помните, что жиры и сахар часто скрыты в обработанных продуктах и могут не обозначаться на этикетке.   Старший воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Очень приятно было видеть всех вас. В заключении предлагаю вам советы о том, как не надо кормить ребенка, оформленные в виде информационного буклета. (Приложение 3). Спасибо за внимание, до свидания!  Приложение 1  Анкета для родителей «Питание ребенка в семье и детском саду»Уважаемые родители! Мы будем очень благодарны, если Вы ответите на вопросы нашей анкеты. Обсуждаете ли Вы в семейном кругу вопросы питания? _____________________________________________________________________________________________________Как Вы выбираете продукты в магазине? (по вашему мнению, полезные и вкусные, имеющие привлекательный внешний вид, знакомые на вкус, недорогие, те, что подороже (значит качественнее), те, что просит ребенок) или другое - напишите свой вариант ответа_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как Вы относитесь к «быстрому» питанию – хот-догам, пицце, продуктам быстрого приготовления? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Составляют ли овощи и фрукты основу рациона вашей семьи? _______________________________________________________________________________________________Знаете ли Вы о вкусах своего ребенка? Назовите любимые блюда ребенка. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что категорически не любит Ваш ребенок? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Очень часто нелюбимые у детей блюда являются наиболее полноценными и питательными. На ваш взгляд, надо ли приучать ребенка к этому блюду, воспитывать вкус к здоровой и полноценной пище? _____________________________________________________________________________________________________________________________Кто из членов семьи участвует в составлении домашнего меню? _______________________________________________________________________________________________Сколько видов хлебобулочных изделий знает Ваш малыш? Каких? (булка, батон, бублики, печенье, сушки и т.п.)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Знакомитесь ли Вы ежедневно с меню в детском саду? _____________________________________________________________________________________________________Какие навыки культуры питания Вы прививаете ребенку в семье?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Имеет ли место в традициях вашего дома семейный ужин?__________________________________________________________________________________________________ Приложение 2Пирамида здорового питания Приложение 3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКАСЕМЬ ВЕЛИКИХИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»Надо приучать детей:  -участвовать в сервировке и уборке стола;-перед едой тщательно мыть руки;-жевать пищу с закрытым ртом;-есть самостоятельно;-есть только за столом;-правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;-вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;-закончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол. Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов на этот счёт. Как не надо кормить ребенка.Семь великих и обязательных «НЕ»  Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психологический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определенное, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.  Не навязывать. Прекратить насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения.  Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.  Не торопитесь. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить куда-нибудь, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.  Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.  Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженного). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества дополнительных проблем.  Не тревожится и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставайте, не спрашивайте: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет.Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложите поесть – все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.   Литература 1. ж. «Дошкольное воспитание», № 3, 2013 г.,2. Проектная деятельность с дошкольникам по краеведению: учебно – методическое пособие / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарёва. – Липецк: ЛИРО, 20143. Интернет – ресурс: Дошколенок. ру, Maam.ru.4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду .Средняя группа. - М. ; ВАКО, 2011.