ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Семья – одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В семье закладываются основы развития личности, ее физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Выдающий русский религиозный философ И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры". В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда существенно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом. Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.
Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Наше дошкольное учреждение уже давно ведет работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В начале своей деятельности, а это была середина 90-х прошлого века, нам было сложно выстроить систему в работе, мы ограничивались лишь проведением православных праздников (Рождество, Пасха). Нам помогали священники – благочинный Ракитянского и Краснояружского округа протоиерей Николай (Германский) и настоятель храма Успения Божией Матери протоиерей Николай (Беликов). Не все в то время понимали важность нашего начинания, но мы продолжали работать.
В 2001 году наше учреждение посетил Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Его слова, обращенные к коллективу, подтвердили правильность избранного нами пути. Проводимая работа, в дальнейшем явилась фундаментом для осуществления педагогического эксперимента по теме «Формирование духовности у детей дошкольного возраста в микро- и макросоциуме» . Эксперимент проводился с сентября 2008 года по май 2011 года, в нем были задействованы дети пяти-семи лет и семь педагогов. Научным руководителем экспериментальной деятельности стала А.В. Пересыпкина, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин БелРИПКППС. Ее авторская программа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры», адаптированная к условиям дошкольного учреждения, нам очень понравилась, и мы продолжаем по ней работать. С декабря 2012 года дошкольному учреждению приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Духовно-нравственная культура детей».
В рамках данного направления мы ведем работу с детьми, с родителями, с социальными партнерами. В работе с воспитанниками используем разнообразные формы: посещение храмов поселков Пролетарский и Ракитное, города Белгорода. Здесь мы знакомим ребят с архитектурой, внутренним убранством, учим правилам поведения в храме. Знакомим с православными праздниками, их историей. Считаем, что очень важно воспитывать дошкольников на примере жизни таких святых подвижников, как Александр Невский, Серафим Саровский, Святитель Иоасаф Белгородский. Дети должны знать культурное наследие своей страны.
Основное направление в работе с родителями – это духовно-нравственное просвещение. Многие родители просто не имеют представления о православной педагогике. Здесь мы используем круглые столы, родительские собрания, консультации, где мы рассказываем родителям о целях, задачах и методах работы с детьми по данной проблеме. Привлекаем родителей к участию в различных мероприятиях: выпуск стенгазет «Благовест» и «Свечечка», в которых родители размещают самую разнообразную информацию: стихи для разучивания с детьми, история того или иного православного праздника, именины детей группы и другое. Стало традиционным участие родителей в выставках декоративного творчества на различные темы – «Мамин праздник», «Пасха», «День семьи» и другие. У родителей есть возможность проявить творчество, фантазию, а помощь детей, пусть минимальная играет важную воспитательную роль: «Это наша с мамой работа!» - с гордостью сообщает ребенок.
На родительских собраниях, заседаниях круглого стола родители делятся опытом семейного воспитания, получают необходимую консультацию педагогов. Эти встречи способствуют установлению тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
Мы также привлекаем родителей к совместному посещению храмов. Так была организована поездка детей и родителей подготовительной к школе группы в храмы города Белгорода. Мы посетили Преображенский кафедральный собор, храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм св. Георгия Победоносца. Впечатления от поездки были незабываемые и у детей и у родителей. Родители наших воспитанников оказывают помощь воспитателям в подготовке и проведении праздников – готовят костюмы, декорации.
Важной составляющей нашей работы по данной проблеме является сотрудничество с социальными партнерами – Пролетарской детской школой искусств, детской библиотекой, Пролетарским модельным Центром культуры и досуга, редакцией межрайонной газеты «Наша жизнь», Пролетарской средней школой № 2. Преподаватели и учащиеся школы искусств регулярно посещают нас с концертами, воспитанники имеют возможность слышать живое звучание различных музыкальных инструментов: гитары, скрипки, фортепиано, ансамбля народных инструментов. Посещение детской библиотеки, экскурсии в школу, участие в мероприятиях, проводимых Центром культуры и досуга – все это способствует социализации дошкольников. Межрайонная газета «Наша жизнь» регулярно на своих страницах освещает деятельность дошкольного учреждения, зачастую авторами статей становятся наши сотрудники: заведующий, старший воспитатель, педагоги.
Подводя итог, необходимо отметить, что в дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, поэтому систематическое духовно-нравственное воспитание в этот период обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Все это мы стараемся донести до родителей, сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания духовно-нравственных качеств личности детей. Опыт показал, что только в тесном сотрудничестве с семьей можно добиться определенных результатов. Отрадно, что родители понимают необходимость данной работы и поддерживают все наши начинания.
В настоящее время у нас создана система духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также накоплен опыт работы с семьей по формированию нравственных качеств личности детей. В дальнейшей работе по данной проблеме коллектив дошкольного учреждения планирует деятельность в режиме инновационной площадки по распространению опыта.


15