Профориентации и формированию интереса к железнодорожным профессиям у детей дошкольного возраста


Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями детей и социальными партнерами по профориентации и формированию интереса к железнодорожным профессиям у детей дошкольного возраста
И.Ш.Пахомова старший воспитатель
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №238 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» п.г.т.Уруша Россия
Развитие личностного и профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности. На наш взгляд, работу в этом направлении необходимо начинать в дошкольном возрасте, ведь создание условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и успешно. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей. О необходимости изучения профессионального и личностного самоопределения в дошкольном возрасте свидетельствуют работы Зеер Э.Ф., Климова Е.А., Кондрашова В.П., Пряжникова Н.С., Тютюнник В.И. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов пишет, что, термин «профессиональное самоопределение» применим не только к функционирующему, «готовому», но также и к потенциальному, развивающемуся субъекту профессионального труда.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Работа по формированию интереса к железнодорожным профессиям в дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключается в специально организованном информировании дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, которая создает у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения. Педагог-психолог организует в процессе игры ориентацию ребенка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых оказывается труд и профессиональная деятельность взрослых. У дошкольников тем самым создаются упорядоченные, детальные и разнообразные представления о мире профессий и различных видах труда взрослых. Так складывается возможность формирования профессионального и личностного самоопределения дошкольников.
В игровой деятельности, беря на себя ту или иную роль (шофера, воспитателя, летчика, машинист) и начиная действовать в соответствии с этой ролью, ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, а избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Если ориентировать детей дошкольного возраста в явлениях общественной жизни, проводимое в форме «профессионально-ролевой игры», включая информацию о трудовой и профессиональной деятельности взрослых, и в какой-то форме имитируя эту деятельность, то создаются следующие возможности: возникают условия для эффективного формирования картины и образа мира в сознании ребенка, включающие профессиональную составляющую жизнедеятельности людей; форсируются представления о назначении и содержании отдельных профессий; возникают и проявляются ранние профессиональные устремления детей.
Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправдано наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду к труду взрослых, стремятся им подражать в игре и быту и желают сделать что-то сами. Поэтому для создания положительного отношения детей к труду на железной дороге важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.
Наш коллектив, работая над проблемой ознакомления детей с малой Родиной, формируя представления о родном городе, поселке определил для себя необходимость включить информацию для детей о том, какие люди живут рядом, где они трудятся, что производят.
Следуя рекомендациям Общеобразовательной программы, ознакомление с профессиями мы начали с предприятий, где работают родственники воспитанников. Наш детский сад расположен в поселке Уруша, производственных предприятий железнодорожного транспорта. Родители наших воспитанников работают на железной дороги. Она стала судьбой родителей наших воспитанников, смыслом их жизни. Благодаря особому укладу «железнодорожной» жизни все «чада и домочадцы» семей железнодорожников ощущают свою кровную связь с дорогой. Именно поэтому наш педагогический коллектив целенаправленно организовал свою работу по ознакомлению детей с историей железной дороги, с людьми, работающими на ней. Посчитал своей задачей донести до воспитанников реалистические представления о труде людей разных железнодорожных профессий, показать их разнообразие, сформировать понятие, что железнодорожник нечто большее, чем принадлежность к одной профессии. Воспитать чувство гордости за значимость труда железнодорожников, вовлечь в ауру сопричастности к жизни «железнодорожного сообщества», способствовать подготовке подрастающего поколения к такому характеру активной деятельности, в которой знания, соединяясь с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой железной дороги, впоследствии, ускорят интеграцию детей во взрослое сообщество.
Анализ программ, методических рекомендаций позволил утвердиться в мысли о колоссальных возможностях профориентационной работы в дошкольном учреждении по приобщению детей к труду железнодорожников и даже зачаточному выбору профессии.
Особое внимание было уделено вопросу взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей. Творческая группа педагогов, совместно с психологической службой, обобщила и ознакомила коллектив с методическими рекомендациями, опытом работы педагогов и психологов по проблеме. Вызвала коллектив на обсуждение и разработку интересных форм взаимодействия с семьей и вовлечение родителей в образовательный процесс учреждения. Жизнь показывает, что дети часто идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, артистов, рабочих.
Используя дни открытых дверей нам удалось установить деловые контакты воспитателей и родителей, показать профессиональные склонности детей, доказать значимость данной работы, расширить информационное поле для детей.
Работа на железнодорожном транспорте требует от человека безупречного знания своего дела, обостренного чувства «команды» и особой ответственности за общий результат. Проведению этой работы помогало благоприятное окружение: недалеко от детского сада – пассажирская железнодорожная станция, узел станции Уруша, локомотивное и вагонное депо, колесная и слесарные мастерские. Как на ладони раскрывается панорама железнодорожного труда.
На непродолжительной целевой прогулке к железнодорожной станции дети наблюдали, как отправляются поезда, слушали, как стучат колеса и гудит электровоз. Наблюдали, как ремонтируется железнодорожное полотно. Основная работа с детьми данного возраста проводится в группе. Воспитатели, используя словесные методы рассказы, чтение книг - начинают проводить целенаправленные беседы с детьми о профессиях пап и мам.
Огромную роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста играют организуемые экскурсии на предприятия: локомотивное и вагонное депо, станцию Уруша. Дети получают возможность непосредственно наблюдать процесс труда железнодорожников пассажирского и грузоперевозочного транспорта и видеть конечный результат (отремонтированные вагоны, железнодорожные пути, привезенные грузы). Дети наблюдают в непосредственной близости работу разнообразной техники: электровозов, пожарного и восстановительного поезда.Одной из форм профориентационной работы с детьми старшего возраста стало ежегодное поздравление шефствующих организаций с днем железнодорожника детьми и педагогами нашего сада. Творческая работа по подготовке таких встреч, активное участие детей формируют у них чувство сопричастности к будням и праздникам железнодорожников. Наш детский сад является постоянным участником фестивалей детского творчества, ежегодно проводимых в Доме культуры железнодорожников. Наша работа находит понимание и участие шефствующих организаций, стремящихся, в свою очередь, внести посильную помощь в образование и воспитание подрастающего поколения железнодорожников: предоставляют возможность посещения предприятий, участвуют в совместных встречах с детьми, поощряют детей подарками, развивающими интерес к железнодорожному транспорту (новогодний подарок в виде паровоза, книги-азбуки с игрой-путешествием по железной дороге и т. п.).
Определены основные направления работы с родителями:
1. изучение стиля отношений в семье;
2. просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры;
3. проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
4. выработка совместно с семьей единого подхода к воспитанию ребенка;
5. сохранение семейных традиций в выборе профессии, ведение диалога и активного сотрудничества педагогов с родителями.
В соответствии с выбранными направлениями работы были определены следующие формы взаимодействия с родителями.
Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи:
1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, творческие гостиные, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.).
2. Индивидуальные (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в дошкольном образовательном учреждении и др.).
3. Наглядно-информационные (выставки детских работ, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фото уголок, устный журнал, короткие новости», и др.).
Совместно с родителями были созданы детские рукописные книги: «Путешествие на железную дорогу», «Вот поезд наш едет», а так же оформлены фотоальбомы: «Наши папы, наши мамы», «Бегут по рельсам поезда», «Династии родителей железнодорожников».
Стало традицией изготовление газет-поздравлений с профессиональным праздником и знаменательными датами совместно с детьми и педагогами детского сада, проводить встречи с интересными людьми, работающими на железной дороге.
Воспитанники детского сада выступают с концертными программами в Доме культуры железнодорожников на праздничных вечерах для ветеранов и работников железнодорожного транспорта.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения работают в режиме организации единого образовательного пространства с семьей, стараются вовлечь каждую семью в педагогический процесс, сделать их участниками всех проводимых мероприятий.
В книге отзывов положительные отклики родителей получили такие формы взаимодействия, как организация совместных праздников, концертов, досугов: «Железнодорожная семья – спортивная семья», «Кем я буду, когда подрасту?».
Хороший отклик у родителей нашли семейные праздники в клубе «Магистраль»: «Мама, папа, я и наша железная дорога», «День железнодорожников», познавательно-спортивная игра «Вокруг света на поезде».
С 2007 года детский сад выпускает свою газету «Магистралька», авторами заметок являются педагоги, дети и родители. В рубрике «Наши мамы, наши папы», в доступной форме рассказывается о работниках железнодорожного транспорта.
В сентябре 2015 года педагогический коллектив, дети и их родители приняли участие в дорожном литературно–художественном конкурсе, посвященном 175-летию Российских железных дорог.
Наиболее эффективной формой работы является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. С большим интересом проходят занятия, на которых дети знакомятся с профессиями родителей-железнодорожников; совместно с детьми и педагогами изготавливаем пособия и наглядный материал к занятиям.
Стали традицией организация различных выставок в дошкольном образовательном учреждении и железнодорожном музее и привлечение родителей к их оформлению:
«Мы - железнодорожники»;
«Смотрясь, в семью как в зеркало…»;
«170 лет железной дороги»;
«Профессия железнодорожник»;
«Человек славен трудом».
Эти новые формы организации общения установили теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительны отношения между родителями и детьми. Родители стали активными участниками всех дел дошкольном учреждении, непременными помощниками педагогов. Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение. «Мне нравится...», «Я хочу попробовать...», «Мне хотелось бы...» - педагогам ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такого рода высказывания детей. «Почему бы и нет?», «Это может быть интересно...», «Что тебе нужно для этого?» - так мы отвечаем на детскую инициативу.
Мы живем в период существенных перемен, и сейчас сложно спрогнозировать далекое будущее, когда наши воспитанники начнут самостоятельную жизнь. А сегодня время диктует нам необходимость поиска оптимальных вариантов организации своей деятельности, новых форм работы ДОУ и семьи. Многочисленные исследования показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, которые дают ребенку всестороннее развитие. Только в гармоничном взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Мы убеждены, что наша работа по ознакомлению детей с профессиями железнодорожного транспорта, по ранней профориентации наших воспитанников важна и нужна. Наш коллектив, понимая ее значимость, будет продолжать кропотливую работу.
Список литературы
1 Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.
2. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2.
3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.