Презентация по сенсорному развитию на темуФормирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста


МБДОУ детский сад № 40 «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста»Автор:воспитательБарсукова Надежда Васильевна Актуальность Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Именно поэтому мы решили заняться разработкой творческого проекта по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов. Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер  Фундамент формирующегося интеллекта Формирование сенсорных эталонов в раннем возрасте:ЦветФормаВеличинаКоличество (один – много)Звуки Вкусы Речевые и неречевые звуки Паспорт проекта Тип проекта: практико-ориентировочный;По количеству участников: групповой, 15 человек;Длительность: 9 месяцев;Форма представления: презентация Аннотация проекта Проект рассчитан на детей раннего возраста (2-3 года);Дети знакомятся с сенсорными эталонами через дидактические игры;Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, мышления, памяти, познавательному развитию. Задачи проекта: Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;Составить перспективное планирование;Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;Подобрать и апробировать комплекс игр;Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей;Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;Разработать методические рекомендации для родителей;Выступить с темой проекта на педсовете;Провести итоговые открытые занятия;Оценить результаты проделанной работы. Гипотеза Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений осенсорных эталонах будет успешным Цель проекта: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах. Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины);Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;Создание дидактических игр по сенсорному воспитанию детей; Совместная работа родителей и воспитателей по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей. Этапы и сроки реализации проекта: I этап Информационно-аналитический (подготовительный) включает:повышение уровня профессиональной компетентности;определение объема материала, который будет адресован детям.планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.реализация:Знакомство с темой проекта;Изучение литературы;Выявление проблемы, постановка целей, и задач;Составление перспективного плана работы;Создание условий для эффективного использования игр;Подбор дидактического материала и игр;Проведение мониторинга детей выявление уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей на начало учебного года;Ознакомление родителей с данной проблемой через анкетирование по выявлению знаний о сенсорном развитии. СЕНТЯБРь II этап Творческий (основной)включает:Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;Оформление стендов для родителей по теме проекта;Консультации для родителей.реализация:Пополнение предметно - развивающей среды по сенсорному развитию детей,Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорные эталоны. Почему их необходимо формировать»; консультации, анкетирование; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;Проведение дидактических игр и игр-занятий;Исследовательская деятельность детей.Оформление картотеки игр по развитию у детей сенсорных эталонов. ОКТЯБР Ь -АПРЕЛЬ III этап Заключительныйвключает:Подведение итоговреализация:Диагностика детей;Проведение родительского собрания на тему проекта;Открытое занятие;Защита творческого проекта с использованием компьютерной презентации; Самооценка. Выводы. МАЙ Принципы обучения и воспитания Принцип наглядности;Принцип доступности;Принцип систематичности, последовательности;Принцип прочности.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.Принцип нарастания самостоятельности и активности детей Игровая ситуация;Путешествие в гости;Интеграция (развитие речи + изодеятельность + сенсорное воспитание);Развлечение Совместная работа с детьми Чтение стихотворений, русского народного фольклора; Проведение подвижных игр; Проведение дидактических игр. Работа с родителями Образовательные технологии игровые исследовательские информационно-коммуникационные здоровьесберегающие личностно-ориентированные Ожидаемые результаты после проекта с детьми У детей должен вырасти уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;Дети познакомятся с эталонами цвета;Дети научатся играть в дидактические игры;После создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.Ожидаемые результаты работы с родителямиУ родителей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию;Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.. Практическая значимость проекта Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста;Разработка дидактического материала и дидактических игр;Разработка методических рекомендаций для родителей;Возможность использования проекта воспитателями других ДОУ. Перспективы развития проектаДальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию представлений всех сенсорных эталонов;Дополнение системы дидактическим материалом и играми;Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;Выступление с презентацией проекта. Стратегия взаимодействия с семьями воспитанников Целенаправленность;Системность:;Плановость;Открытость;Доброжелательность;Дифференцированный подход с учетом многоаспектной специфики каждой семьи. УСЛОВИЯ РАБОТЫ: ФОРМЫ РАБОТЫ: Общие, групповые родительские собрания;КонсультацииАнкетированиеУчастие родителей в методических мероприятиях;Совместное проведение занятий, досугов, помощь в изготовлении игр, пособий На собрание мы приглашаем. К сотрудничеству призываем. Чтобы знали вы всегда, Детсад и дом - одна семья!!! Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей группы раннего возраста на начало проекта на конец проекта В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:низкий   – 12 детей (80%)средний – 3 детей (20%) В исследовании приняли участие 15 детей. Выявлено 3 уровня развития детей: низкий   – 5 детей (33%)средний – 4 детей (27%)высокий – 6 детей (40%) Результаты анкетирования родителей по выявлению уровня знаний по сенсорному развитию на начало проекта на конец проекта В исследовании приняли участие 15 родителей. Выявлено 3 уровня знаний:низкий   – 3 родителей (47 %)средний – 7 родителей (20 %)высокий – 5 родителей (33%) В исследовании приняли участие 15 родителей. Выявлено 2 уровня знаний:средний – 5 родителей (33%)высокий – 10 родителей (67%) ИТОГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Мастер-класс с воспитателями «Сенсорные игрушки своими руками» Результаты проекта Работая по теме “Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста”, достигнуты определенные результаты:дети освоили зависимость между предметами по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве;научились определять последовательность и результативность своих действий;продолжают активно познавать начало логики, что поможет им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни;вырос уровень знаний и у родителей по сенсорному развитию;родители получили методические рекомендации по созданию условий для успешного усвоения сенсорных эталонов в домашних условияВ ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:«Колеса для машин», «Спрячь игрушку», «Иголки для ежика» «Подбери по цвету» В результате систематической работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста у них выявлены сформированными следующие умения и навыки:Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей .Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.).Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) Информационные ресурсыБашаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;«Детство» - Программа воспитания и обучения в детском саду;Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;http://www.maam.ru/