Профилактика употребления курительных смесей подростками


Профилактика употребления курительных смесей. Некоторые симптомы употребления курительных смесей:Расширенный или суженный зрачок;Мутный или покрасневший белок (часто носят с собой капли «Визин» или другие);Сухость во рту;Бесконтрольный смех;Неспособность сосредоточения;Дефект речи;Заторможенность мышления и др. Косвенные признаки употребления: Раздражительность, доходящая до ярости;Уход от любых серьезных разговоров;Уход от контакта с родителями;Долго думает, неопрятен, залезает в долги.Следует помнить о выраженной у подростков реакции группирования, то есть употребляют они курительные смеси обычно в группе. ПРОФИЛАКТИКА:Приоритет первичной профилактике.Цель: создание воздействия опережающего характера. Эффективна до момента формирования у подростка наркотических установок и форм поведения.Психосоциальная иммунизация – формирование личностных ресурсов и навыков. «Слабые» места используемых методов в профилактической работе:Модель «запугивания»-формирование представлений о негативных представлениях деструктивного поведения – несостоятельна с подростковой аудиторией. Причины неэффективности методики « запугивания»:Подростки обладают возрастным негативизмом;Приобрели иммунитет от «пугалок» со стороны взрослых;Не верят информации от взрослых, подаваемой в категоричной форме;Личностная ценность здоровья у детей и подростков недостаточно сформирована;У детей и подростков «страшное» вызывает интерес. Рекомендуемые модели профилактики:«валеологическая»;«поведенческая» – формирование навыков безопасного поведения в ситуациях риска;«личностно-ориентированная»-снижение риска зависимости за счет развития личностных свойств и качеств. Обязательность дифференциации целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом:Возраста: 5-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет, молодежь от 18 лет;Степени вовлеченности в ситуацию употребления. Виды профилактических мероприятий в рамках первичной профилактики подразделяются на:Специфические;Неспецифические. Приоритет должен быть за неспецифическими профилактическими мероприятиями. Высокой эффективностью обладает метод косвенной и скрытой профилактики зависимости в образовательной среде.При косвенном внушении в личности постепенно воспитывается антинаркотическое убеждение, которое препятствует формированию зависимого поведения. Основные причины употребления ПАВ:-уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни чувственными переживаниями;-получение возможности установления контактов с членами значимой группы;-решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от депрессии. Основные стратегии профилактической (неспецифической) работы с подростками:Формирование жизненной линии «настоящее-будущее»;Поиск совместно с подростком (молодым человеком) будущей профессиональной, социальной роли;Создание «ментальных» ловушек;Сопровождение подростка с целью поддержки реализации сформированных жизненных проектов. Рекомендуемая литература:«Профилактика употребления курительных смесей детьми и подростками в образовательных учреждениях. Методические рекомендации. Пенза, 2013 (shkola27penza.ucoz.ru)-Джеймс Прохазка «Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек.»