Индивидуальный образова¬тельный маршрут в системе дополнительного образования — форма педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.


Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования - форма педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Л.И.Калинина
Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. В связи с этим педагоги студий вокала и хореографии отдела художественно-эстетического творчества разработали индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей. Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Педагоги Центра детского творчества считают, что индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Методистами учреждения была предложена следующая модель работы с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей.
Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации.
Диагностика личностного и творческого развития воспитанника.
Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка.
Демонстрация творческих достижений воспитанников.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут, должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности).
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы.
Предусмотреть участие родителей.
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Используя данную методику, нами была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования.
Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты воспитанником по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Определение времени, которое должен затратить воспитанник на освоение базовой и специальной программы.
Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута.
Разработка учебно-тематического плана.
Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
Интеграция с другими специалистами.
Определение способов оценки успехов воспитанника на каждом этапе освоения маршрута.
Т.о., исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Также, учитывая особенности каждого ребенка, определяется круг методов и технологий образовательной деятельности. Так, например, одаренные дети могут не все, но очень многое. В этом случае важно поддерживать и развивать широту интересов – добавить занятие с другим специалистом. В нашем учреждении таким образом занимаются воспитанники студии «Триумф» (театр костюма), руководители Антонова Г.М., Дягилева С.В. Для определенной коллекции каждый обучающийся выбирает для себя модель, определяет, в какой технике будет исполнять свою работу и как будет в дальнейшем представлять результат своего труда. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. Педагоги используют различные формы подведения итогов: концерт, показ достижений, защита проекта.
Поле самореализации творчески одаренных детей в студиях отдела художественно-эстетического творчества
№ п/п Задачи Условия Ожидаемый результат
1. Мотивация к развитию творческой одаренности презентация творческих достижений сверстников: авторские концерты, творческие вечера 1) обеспечение импульса творческого развития личности
2. Условия для реализации творческой одаренности концерты-праздники художественно-эстетического творчества 1) побуждение к творческому совершенствованию личности, к развитию одаренности
3. Овладение навыками творческой деятельности в коллективе (ансамбле, группе) занятия в ансамблях, студиях;
приобретение навыков гармоничного общения с себе подобными – творческими, одаренными людьми;
развитие аналитического мышления, умения сформулировать оценку произведения искусства, явления культуры, творческой презентации.
1) выход к поиску индивидуального творческого стиля;
2)воспитание и развитие эстетического вкуса.
Список литературы
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001.- № 24.- с. 37-39.