Эссе Без творчества нет учителя


«Без творчества нет учителя»
Учительство – это искусство, труд не менее творческий,
чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и
ответственный. Учитель обращается к душе человеческой
не через музыку, как композитор, не с помощью красок,
как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д.С. Лихачёв.
Учитель… Произнося это слово, вспоминается доброе, мудрое, вечное… Школа, уроки, перемены, одноклассники, беззаботное детство, полное громкого смеха. Вот и звенит звонок на урок. По коридору идёт строгая учительница, в ней всё безупречно: деловой костюм с отложным воротничком, волосы аккуратно причёсаны, нежный неброский макияж, спокойная и уверенная походка, приветливая улыбка и такой родной добрый взгляд, а в руках у неё ключи… и только от её мастерства зависит, сможет ли она открыть ту заветную дверцу…
Я – Учитель… Много раз повторяла эти слова родным, друзьям, знакомым. Случайным ли оказался мой выбор? В современном мире тысячи интересных профессий: кондитер, дизайнер, парикмахер, бухгалтер… Почему же именно учитель? Ещё в школе этот
образ стал для меня идеальным. Мои педагоги из урока в урок повышали уровень наших знаний, проявляли заботу и внимание, честность и порядочность, умело вовлекая в таинственный мир открытий. Интересные и талантливые, они предопределили мой жизненный выбор. Эталоном для подражания стала моя любимая учительница Туркасова Нина Сергеевна. Я помню, как она впервые вошла в наш класс и сразу же вовлекла в удивительный мир литературы. Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева оставили неизгладимый след в моей душе. А вот романы Л.Н. Толстого являются для меня жизненным ориентиром. Так как он большое внимание уделял семье. Например, в своей трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» он ярко описывает мир ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот – любовь, которую он получает от них. А если говорить о зарубежных писателях, то мне очень нравится творчество У. Шекспира. И в трагедиях, и в комедиях, и в исторических хрониках он изображает многогранные личности. Практически вся жизнь поэта была связана с театром. «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актёры», эти слова из монолога Жака были и будут актуальны всегда. Учитель тоже в какой-то степени является актёром. Вот и Нина Сергеевна оказалась творческой натурой. Поэтические гостиные, литературные вечера, КВНы, увлекательные викторины... всего не перечесть. Но одно я знаю точно, что на таких уроках каждый ученик чувствует себя успешным. Мне всегда хотелось быть похожей на неё. Сейчас та молодая учительница уже несколько лет работает директором моей родной Первомайской школы.
И всё-таки выбор моей профессии не случаен. Я всегда была яркой и активной личностью: староста класса, ведущая школьных мероприятий, солистка хореографического ансамбля «Орхидея». Все эти творческие способности я должна была реализовать в жизни. Будучи ученицей девятого класса, в день самоуправления я впервые оказалась в роли учителя литературы. С одноклассницей Юлей мы долго и упорно готовились к уроку, конечно, нас направляла Нина Сергеевна, но я помню, как это было сложно: подобрать материал и подать его в интересной форме, то есть постараться увлечь учеников. Тридцать неугомонных пятиклассников восторженно слушали меня, это было потрясающе! Я получала удовольствие, заряд от урока, как артист, срывая аплодисменты на авансцене. Стоя перед классом, я поняла, что всё в моих руках: и решение поставленных задач, и успех учеников, и мой собственный успех. В чём он заключается, я тогда ещё не догадывалась. Но слова своей одноклассницы Юли я запомнила навсегда: «Таня, ты настоящий учитель!» Они оказались для меня пророческими… В этом же году я была зачислена в педагогический класс. Было интересно всё: лекции, практики и особенно работа с творческой папкой, которую мы собирали в течение двух лет, там были собраны различные дидактические материалы и творческие работы, необходимые для использования на уроках. По окончании педкласса нам выдали удостоверение «Помощник учителя», что позволяло вне конкурса поступить в педагогический университет. Студенческие годы оказались насыщенными. Учиться на филологическом было непросто, библиотеки, стопки книг под кроватью, нехватка времени, я даже завидовала тем студентам, которым «от сессии до сессии учиться было весело».
И вот уже в течение восьми с половиной лет вхожу я в класс, каждый раз стараясь увлечь ребят. В этом помогают главные мои педагогические принципы – быть интересной всегда, быть честной и справедливой, любить детей, способствовать их духовному развитию, создавая для учеников творческую атмосферу во время урока. Творчество – это процесс созидания, который порождает новые ценности, возвышает человека, обогащает его внутренний мир. Современному обществу нужна талантливая и свободная личность, воспитать которую может только многогранный учитель, который должен совмещать в себе всё: интеллект, коммуникабельность и творчество. Только тогда дети будут спешить в школу, а не прогуливать уроки, будут с интересом выполнять домашнее задание и с удовольствием отвечать на уроке.
Практически у каждого есть хобби, и я не исключение. Своё увлечение, вышивание икон бисером, считаю неслучайным. В доме верующего человека главное место занимает икона. Обращаясь в молитве к лику Святых, пробуждаются самые тёплые и чистые чувства, на душе становится хорошо. К вышиванию икон я подходила долго и осмысленно. Это занятие кропотливое, требующее истинной духовности и крепкой веры, для тех, кто ищет воплощения своих высоких помыслов в материальной красоте. Это занятие способно пробудить высокие духовные чувства. Пять лет тому назад в ожидании своей долгожданной дочери я решила заняться этим искусством. Перед тем, как приступить к работе, попросила благословения отца Игоря, который венчал наш брак с Андреем, затем помолилась и приступила к работе. Выбор иконы был не случаен. Это был образ Андрея Первозванного (муж Андрей, венчались в храме Андрея Первозванного). Это занятие требует добрых мыслей, все помыслы во время работы должны быть светлыми и чистыми. Вышивая стежок за стежком, я ощущала божественную энергетику и обретала духовную силу, что благоприятно влияло на внутрисемейные отношения. Всю беременность я с удовольствием вышивала иконы, и выбор имени для дочери был тоже не случаен. Мария… Оно звучит для меня, как молитва, нежно, тепло и благодатно. Так вот, любое увлечение, хорошее или плохое, отражается не только на нас, взрослых, но и на наших детях. Хочу провести параллель между моим хобби и моей профессией. Что, если взять и просто рассыпать бисер по полотну? Может ли получиться образ? Конечно же, нет! Каждая маленькая бисеринка по-своему красивая, яркая и переливчатая, но как ни собирай, ничего не выйдет. Во-первых, должно быть осознание того, что ты хочешь сделать, во-вторых, у тебя должна быть вера в то, что у тебя это получится, а, в-третьих, должна быть любовь, тяга, огромное желание к этому занятию. И только осознанно, умело, терпеливо, шаг за шагом, аккуратно вплетая каждую бисеринку днями и ночами, рождается образ Святого. Так и в жизни. Встречает учитель первого сентября детей, таких разных, каждый индивидуален по-своему, со своим характером, кто-то целеустремлён и усерден во всём, а кто-то ленив и не приучен к труду. И только от учителя зависит, сможет ли он организовать, задать одной целью, научить, создать настоящую классную семью, готовую через огромный труд идти к успеху. Порой ночами, когда мои дети спят, также кропотливо, как и, вышивая иконы, я проверяю тетради и с каждой веду диалог, раскрываю для себя духовный мир учеников и ещё больше люблю и понимаю, понимаю всё: о чём и как размышляют, над чем ещё нужно поработать, что происходит в сердце каждого ребёнка. Стараюсь не пропустить ни одного ученика, понять и принять каждого, таким, какой он есть, со своими особенностями, постараться разглядеть в каждом талант и помочь ему раскрыться. «И снова чья-то маленькая жизнь в твоих руках становится большой… … Из искры возгорится пламя» М. Горький.
Другим моим увлечением являются танцы. Я считаю, что музыка и танец воспитывают эстетическую сторону личности, прививают тонкий вкус, делают человека красивым во всём. В раннем детстве я привыкла к сцене, к вниманию со стороны зрителей, и мне доставляло это огромное удовольствие. В душе я всегда артист, творец, в некотором смысле, зажигалка. В нашей школе очень дружный и творческий коллектив. Одни мероприятия сменяются другими. К Новому году было проведено школьное Евровидение, которое открыли учителя зажигательным танцевальным номером. Я принимала в нём участие. Зал ликовал, для детей это был приятный сюрприз, все репетиции проходили втайне. Они хвалились: « Наши учителя такие красивые, молодые и современные!» Это позволяет большему раскрытию перед детьми, вызывает уважение с их стороны и делает ближе учителя и ребёнка.
В моём любимом 6В классе каждый ребёнок талантлив по-своему: кто-то рисует, кто-то поёт, кто-то танцует, а кто-то занимается спортом. Вместе они представляют собой дружный и яркий класс, всегда готовый к победе. Я верю в то, что они могут творить чудеса, и для этого немногое надо: лишь вовремя разглядеть и направить в нужное русло творческий потенциал личности, сохранить и приумножить их талант. Только чуткий, внимательный и участливый учитель может сделать это. Свои уроки я стараюсь сделать интереснее, используя разные пути: игры, диспуты, конкурсы, классные часы, коллективные творческие работы, викторины. На уроках литературы творчество присутствует во всём: осмысление текста, составление загадок, кроссвордов, сочинение стихов, выпуск тематических газет. Ребята удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, смотрах строя и песни, городских экологических конкурсах и конференциях, занимают призовые места. На каникулах мы посещаем городские парки, музеи, памятные места, катаемся на коньках, ходим в кино, проводим семейные спортивные игры. После пишем творческие работы, в которых рождаются новые слова, такие как «крутикулы», то есть крутые каникулы. Такая работа не только объединяет класс, но и повышает интерес к учёбе, ведёт к успеху сначала в школе, а потом – в жизни. Работа одного учителя не даст много хороших и сочных плодов, роль семьи всё же остаётся на первом месте. Мне повезло в том, что родители моих учеников участливые и заинтересованные люди. Они помогают мне во всём и всегда. Например, помогают оформлять плакаты к предметным неделям, классные уголки, активно участвуют в школьных проектах, с удовольствием посещают школьные концерты. Вместе с детьми я искренне радуюсь их достижениям и сопереживаю промахам и неудачам. Стараюсь, стать каждому близким человеком и ни в коем случае не предавать их доверие. Вместе с ними расту, набираюсь мудрости, учусь терпению. Как сказал Сенека: «Уча других, мы учимся сами…» Своей миссией считаю влиять на умы и сердца своих воспитанников, учить маленького человечка видеть мир прекрасного, учить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом и есть уникальность моей профессии, в которой без творчества никак нельзя.
Я верю, что каждое моё слово даст свои ростки, и когда-то я увижу перед собой успешных выпускников. Пройдут года, и дверь моего кабинета откроют сильные духом и уверенные в себе личности. Я очень люблю свою нелёгкую профессию, и поэтому меня радует в ней даже самая малость: и счастливая улыбка ребёнка, и его неподдельный интерес к предмету, и доброе приветствие, и крошечная игрушка, подаренная учеником от щедрости души…
Современному обществу необходима высоконравственная личность, которая найдёт выход из кризиса, связанного с утратой культурных ценностей. Д. С. Лихачёв выход из сложившейся ситуации видел «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать всё, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». А делать это будет школа, учитель, опираясь на творчество. Так как творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли. Как раз на уроках русского языка и литературы происходит такое воспитание, где учитель через творческую деятельность развивает прекрасные чувства детей.
Моё творчество не остаётся в пределах школы. В этом и заключается моё жизненное кредо, я делаю всё с большим интересом! У меня трое маленьких прекрасных детей. Несмотря на нехватку времени, стараюсь уделять им внимание, вместе мы читаем, учим, играем, рисуем и лепим, украшаем нашими поделками детскую комнату. Как это трогательно. А в воскресенье по традиции вместе печём фигурное печенье, раскрашиваем его и угощаем друзей. А их у нас много! Потому что творческий человек многогранный и открытый, свободный и уверенный в том, что его дела будут замечены, приняты и оценены. Я осознаю, что в моих руках целый мир! Мир открытий! Будущее нашей страны! И я хочу воспитать сильных и талантливых людей через мир искусства, мир литературы, мир гармонии и красоты!