Психологическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагога в развивающем образовании


Психологическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагога в развивающем образовании. Система здоровьесберегающих технологий в ОУ.Медико-гигиенические технологии (МГТ) – обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие учащихся (закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и др.).Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). создание природосообразных, экологически оптимальных условий, видеоэкология.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов — курса БЖД, а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор. Здоровьесберегающие образовательные технологии.1) организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса (частично в СанПиНах), способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. 8 10 12 14 16 18Динамика работоспособности учащегося Здоровьесберегающие образовательные технологии.2) психолого-педагогические технологии (ППТ), связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса. Здоровьесберегающие образовательные технологии.3) учебно-воспитательные технологии (УВТ) обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, организационно-воспитательная работа со школьниками после уроков, просвещение их родителей, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) – повышение ресурсов психологической адаптации личности (тренинги, социальная и семейная педагогика).Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) – лечебная педагогика и лечебная физкультура. Здоровьесберегающий урокПринципы:учет возрастных особенностей;учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей; четкое структурирование урока (вводная часть, основная и заключительная). Действия:  Оптимальная плотность урока:75-80 % - оптимально;80-90 % - плохо; > 90 % - опасно.Чередование видов учебной деятельности:4-7 за урок. Оздоровительные моменты на урокеФизкультминутки↘ Являются обязательной составной частью урока. ↘ Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Оздоровительные моменты на урокеГимнастика для глазМетодика В.Ф. Базарного Оздоровительные моменты на урокеДыхательная гимнастика Оздоровительные моменты на урокеМинутки релаксации(По возможности и при необходимости). Воспитательный компонентВключение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.(По возможности). Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Темп и особенности окончания урока. Источник активности человекасам человекличность учителясредаформыВзаимодействияИ взаимоотношенияДвижущие силы и мотивация учения Эффективность методов обучениялекциячтение Аудио-визуальные средстваНаглядные пособияОбсуждение темы (проблемы) в группеОбучение практикой действияВыступление в роли обучающего(консультирование своих коллег)90%10%5%30%50%70%20% Традиционная модель взаимодействия «учитель-ученик»75 %25 % Интерактивная модель обученияучитель75 %25 % Интерактивное обучение- это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся.Все участники образовательного процессавзаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Формы и методы интерактивного обученияЭвристическая беседаДискуссииМозговые штурмыКруглые столыДеловые игрыКонкурсыПрактические работы с обсуждениемКоллективные решения творческих задачКейс-методыКооперативное обучение… Функции педагогаПомогать участникам получать новую информацию; исправлять неправильную информацию.Организовывать процесс групповой работы.Демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений.Обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе. Кооперативное обучениеЭто метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Положительная взаимозависимостьУчастники понимают, что для выполнения задания они нуждаются друг в друге.Обеспечивается:Общими целями (участник должен научиться сам и убедиться, что другие члены группы тоже научились).Объединенными баллами (если все члены группы КО достигли установленного уровня результатов, тогда каждый может получить дополнительные баллы). Положительная взаимозависимостьОбеспечивается:Общими ресурсами (каждый член группы КО получает общую или часть общей информации).Предписанными ролями:Развивающий и поощряющий дискуссию («ведущий»).Обобщающий результаты дискуссии («докладчик»).Следящий за временем («хронометрист»).Отвечающий за оформление доклада («лаборант»). Индивидуальные оценкиИндивидуальные оценки.Достижения каждого участника оцениваются и известны ему самому и его группе КО.Всем участникам предлагаются индивидуальные тесты.Ведущий просит участников в случайном порядке ответить на вопросы. Навыки межличностного общения и работа в группеГруппа КО не может эффективно функционировать, если ее члены не имеют необходимых социальных навыков.Ведущий должен формировать социальные навыки участников. Это навыки общения, принятия решений, разрешения конфликтов, лидерства, развития доверия. Развитие группы КО1. Группу КО просят назвать три достижения в ее работе.2. Группе КО предлагают определить, что может улучшить ее работу. Организация работы групп КОПланирование.Подготовка участников к работе.Контроль за работой.Оценка результатов. ПланированиеОпределите цель создания групп КО.Выберите принцип деления класса на группы КО.Определите временные рамки работы групп КО.Продумайте рассадку участников.Определите количество ролей, предписываемых членам группы КО. Подготовка к работеРазделите участников на группы.Распределите роли.Дайте инструкции.Сообщите критерии оценки.Сообщите форму отчета. Контроль за работой групп кооперативного обучения Наблюдая за работой групп КО, обращайте внимание на то:Как участники сидят.Как члены группы участвуют в работе.Как участники относятся друг к другу.Как члены группы ведут себя и как чувствуют.Как члены группы справляются с работой. Оценка результатовЗаслушайте доклады групп КО.Проведите групповую дискуссию.Похвалите каждую группу КО и всех участников. Спасибо за внимание!