Население Евразии. урок географии в 9 классе


Население Евразии. Особенности демографических процессов
Цель урока: -создание условий, обеспечивающих формирование представления о многообразии населения Евразии и особенностях демографических процессов в разных странах, усвоение сущности понятия «модель демографического перехода»;
- развивать умение работать с источниками географической информации
- воспитывать толерантность по отношению друг к другу
Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Плотность населения мира»
Структура и ход урока
1.Организация урока
- Ребята, я рада вновь увидеть вас на своём уроке. На уроке нужно показать свои знания, умения и творческие способности.
- проверка подготовки учащихся к уроку (учебники, принадлежности);
- психологический настрой (обратить внимание на внешний вид, хорошее настроение, хорошую погоду).
Актуализация знаний
- Что мы знаем о Евразии?
-Что такое кто такой (проверка номенклатуры)
3. Изучение нового материала
Целеполагание
Тема сегодняшнего урока: Население Евразии. Особенности демографических процессов.
Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке, исходя из названия темы? (ответы учеников.)
Изучать эту тему важно, так как Беларусь тоже расположена в Евразии. Следовательно, изучая население Евразии, мы получим определённые сведения и о нашей стране, о её населении, которые используем в дальнейшем
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Усвоение новых знаний.
В пределах Евразии при раскопках были обнаружены останки древнейших предков человека.
Эти находки были сделаны в разных частях материка и свидетельствуют о том, что Евразия – территория, где происходило становление и развитие человека.
Самый большой материк является и самым населённым. 4,9 млрд чел или 70%
Расселение: Европа – 0,9 млрд чел, Азия – 4 млрд чел
-Используя карту «Плотность населения мира», назвать территории с высокой плотностью населения. Каковы причины неравномерного размещения населения по территории материка?
Задание № 1.
На основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.
Основные районы с высокой и низкой плотностью населения
Район
Плотность, чел/км2 Причины
Сделайте вывод
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.
- Назовите основные человеческие расы и их внешние признаки. Анализ карты с.17
Составляем схему «Основные человеческие расы Азии и Европы»
Задание № 2
На основе анализа учебника и карта народов, заполнить таблицу
Расы Народы Место проживания Как выглядят
Европеоидная
Негроидная раса
Монголоидная раса Смешанная раса
(Монголоидная и негроидная) - Назовите народы языковых семей и групп Евразии, используя карту «Народы мира». С.17
Анализ карты «Распространение религий» с.19
Физкультминутка
Демографические процессы. Комментированное чтение учебника с.68-69
Два типа воспроизводства населения
Стадии демографического перехода:
Р выше С, С – высокая, Е.П мах
Р меньше С, замедление Е.П., старение Н.
С. выше Р, простое воспроизводство
С. растет, С=Р, часто Е.П. отр.
Анализ половозрастных пирамид, с.70
4.Закрепление
Т. С.13-14 № 22, 23, 24
Вопросы с. 71
5. Домашнее задание
§ 9, вопросы.
Спрогнозировать демографическую ситуацию в РБ через 10-20 лет, если характер демографических процессов не изменится
6. Этап подведения итогов занятия
Характеристика работы класса (класс организован, внимателен, работал активно)
7. Этап рефлексии
- С чем познакомились на уроке?
- С каким настроением работали?
- Какие затруднения были на уроке?
- Что понравилось?
- Что хотелось бы повторить?